От ОБВЯЗКИ до ОШЕЙНИКА

ОБВЯЗКА — головной убор замужних женщин, относящий ся к типу полотенчатых головных уборов. Представляла собой прямоугольник размером 60x70 см, сшитый из нескольких кусков ткани.

Ее центральная часть изготавливалась из красно го бархата и украшалась блестками, располагавшимися в несколько рядов. Остальные части выкраивались из сатина. Слева к верхней кромке пришивалась ткань размером 20x30 см с наши тыми на нее лентами.

Обвязка повязывалась обычно поверх ситцевой шапочки, закрывавшей заплетенные в косы во лосы, уложенные венком вокруг головы. Бархат ная часть обвязки прикрывала лоб и темя, концы закреплялись на затылке. При этом украшенная лентами левая полоса ткани ложилась прямо угольником на спину и плечи. Обвязка обычно обшивалась около висков бахромой из разно цветного гаруса, спускавшейся на уши, украша лась пучком из перышек селезня. Многие моло дые женщины прикрепляли к обвязке искусст венные цветы. Будничные обвязки шили обычно из менее нарядных тканей и с меньшим количе ством украшений.

Обвязка первый раз надевалась на молодую жен щину на третий день свадьбы. В ней же она сидела на свадебном пиру.

Обвязку носили крестьянки некоторых сел Пав ловского уезда Воронежской губернии вплоть до конца 30-х годов XX века. В отдельных деревнях ее надевали приходившие на свадьбу гости еще в конце 70-х годов XX века.


ОБЖИМ — нагрудная женская одежда из набойки, китайки, нанки, казинета, ситца на вате или кудели с подкладкой.

В XIX — начале XX века под этим термином, распространенным во Владимирской, Москов ской, Тверской, Ярославской губерниях, была известна одежда разных типов.

1. Обжимом называли распашную, короткую (до пояса) кофту с длинными узкими рукавами, плот но обтягивавшую фигуру женщины. Одежда за стегивалась двумя крючками у горла и ниже груди на левой стороне.

2. Обжим — это также и распашная безрукавка, передние полы которой слегка раскошены, а спинка подрезная по талии, со сборками. Безру кавка запахивалась справа налево и застегива лась до талии на крючки.


ОБОДОК — девичий головной убор, представлявший со бой лубяной или берестяной обруч, обтянутый кумачом. Передняя часть ободка украшалась ажурной сеткой из жемчуга, расположенной в виде воланов, слегка спускавшейся на лоб. Сзади к ободку прикреплялась длинная широкая лентафлажок или несколько лент.

Ободок был праздничным головным убором де вушек Каргопольского, Вытегорского, Петрозаводского уездов Олонецкой губернии. Он появился в последней трети XIX века, заменив со бой более старинные ПЕРЕВЯЗКИ (см.), ПОЧЕЛКИ (см.). Ободок в начале XX века использовался также как головной убор невесты, в котором она сидела в день приезда жениха, в нем же находилась под венцом. В этом случае голова невесты и верхняя часть лица были за крыты кисейным покрывалом.


ОБОРЫ — принадлежность мужской и женской обуви, использовались для привязывания ЛАПТЕЙ (см.) и ПОРШНЕЙ (см.) к ноге. Оборы были веревоч ные, лыковые, тканые, плетеные, вязаные, ременные, длиной от 150 до 450 см, шириной от 0,5 до 4 см. Веревочные, лыковые оборы привя зывались к будничным лаптям. Плетеные, вяза ные, тканые — к праздничной обуви. Ременные оборы прикреплялись, как правило, к мужским лаптям и поршням.

Обора пропускалась в петлю на заднике обуви, затем правый ее конец, охватывая сверху ступню, продевался в левую боковую петлю, а ле вый — в правую. Затем оборой обвивали голень, укладывая ее или крест-накрест, или частыми витками.

Оборы были распространены всюду, где носили лапти и поршни.


ОБТЯЖНОЙ (УБОР) — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из домашней или фабричной тка ни. Этот сарафан шился из прямоугольной поло сы ткани, приходившейся на грудь и спину, к нижнему краю которой пришивались присборен ные и сшитые в виде высокой юбки четыре или пять прямых полотнищ ткани. Узкие лямки вы краивались из той же материи или тесьмы и пришивались на груди и спине. Застежка обтяж ного сарафана делалась под левой лямкой.

Термин обтяжной получил распространение в Среднем Приобье.


ОБТЯНУШКА — нагрудная женская одежда из ситца, распашная, длиной до талии, с рукавами широкими у плеча и узкими у запястья. Обтянушка засте гивалась на маленькие пуговки с петлями или на крючки, плотно облегая фигуру женщины.

В XIX веке была распространена в Архангельской губернии. Женщины надевали ее поверх рубахи и сарафана.


ОБУЗА — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных головных уборов.

Состояла из колпака, обруча, налобника, позатыльника, платка. Колпак-верховка, вязанный иг лой из суровых льняных нитей, высотой в 22 см, окружностью 54 см, натягивался на голову таким образом, что его середина соприкасалась с макушкой. Вокруг головы, поверх колпака, укла дывался обруч — жгут из холста шириной в 2— 3 см. Ниже жгута голова обвязывалась налобни ком — полосой холста шириной в 2—3 см, об шитой по краю черным плисом и украшенной разноцветными гранеными бусами и подвесками из красного гаруса с черным бисером на концах.

Подвески пришивались к височной части налоб ника. Сзади голова прикрывалась позатыльником.

Он представлял собой прямоугольный кусок холста, обшитый красным ситцем и украшенный пушками — шариками из окрашенного в желтый цвет гусиного пуха. К холсту подшивалась под низь из бисера, обшитая по бокам помпонами из зеленого и красного гаруса, а также шесть или восемь лент, низанных из разноцветного бисера, длиной в 100—115 см, шириной 3—5 см. Свер ху колпак, жгут и часть налобника прикрывались хлопчатобумажным платком красного цвета с яр кими синими букетиками. Платок складывался по диагонали, сворачивался несколько раз, укла дывался на голове таким образом, чтобы была видна орнаментированная часть налобника, и за вязывался узлом на затылке.

Описанный головной убор носили молодые женщины по большим праздникам. В будние дни головной убор надевался без позатыльника и с менее богато украшенным налобником. Наряд ный платок заменялся платком попроще или ку ском белого холста домашней выработки.

Такие головные уборы бытовали в некоторых деревнях Калужской и Орловской губерний вплоть до 20-х годов XX века.


ОБУТКИ — мужская, женская и детская кожаная обувь. Это название применялось в Сибири и на Алтае по отношению как к короткой обуви типа ЧАРКОВ (см.), так и по отношению к обуви с высо ким голенищем типа БАХИЛ (см.). Особенностью обуток являлось то, что они шились всегда из мягкой кожи на мягкой выворотной подошве.

Они были очень легкие, мягкие, удобные для ходьбы по неровной местности. Обутки надева лись с чулком из валяной шерсти, с вязаным чулком или толстыми холщовыми, суконными портянками. Короткие обутки привязывались к щиколоткам шнурком, пропущенным в верхнюю суконную или холщовую опушку. Высокие завя зывались под коленом кожаным ремешком, про пущенным через петельку, закрепленную на заднике, и обвивавшим всю ногу. Высокие обутки назывались также ОБУТКИ С ГОЛЯШКАМИ (см.).

Термин обутки был распространен в XIX веке по всей Сибири и на Алтае.


ОБУТКИ С ГОЛЫШКАМИ — мужские сапоги из кожи с мягкими подошвами. Термин был известен в За падной Сибири с середины XIX века.


ОБУТКИ ПОРУБЕННЫЕ — ПОРУБНИ (см.). огонки — короткая накидка, сшитая из беличьих хво стов. Ее носили женщины в северных губерниях Европейской России.


ОГОНЬКИ — собольи хвосты, которыми обшивали воротник, полы, края подолов крытых тканью шуб. Термин был распространен в XIX веке в Сибири.


ОДЕЖКА — верхняя женская и мужская одежда для весны, зимы и осени из пониточины, стеганная на верблюжьей шерсти, а также из верблюжьей шерсти, ластика, саржи, сукна фабричного производства.

Представляла собой распашную одежду, сшитую из трех прямых полотнищ ткани, длиной до се редины икры, с прямыми до запястья рукавами и круглым широким воротником. Одежка подпо ясывалась широкой опояской.

В XIX веке такую одежду носили в будни и праздники русские крестьяне Алтая.


ОДИНЦЫ — женские серьги. Представляли собой литое металлическое несом кнутое кольцо-швензу, на которое навивался стержень из металлической проволоки, заканчи вавшийся узелком или петелькой. На стержень нанизывались округлой формы камни, перламут ровые плашки, речной жемчуг, бусы.

Термин известен с конца XVII века в центральных и северных губерниях России.


ОДНОРЯДКА — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна домашнего и фабричного изготовления. Одежда с таким названием была известна уже в XV—XVI веках. В это время она представляла собой распашную одежду, широкую, с длинными откидными рукавами, застегивавшуюся на двенадцать пуговиц.

Однорядка шилась обычно длинной, до середины икры и длиннее. Спереди она была несколько короче, чем сзади. Эту одежду носили бояре, купцы, ремесленники городов, возможно, и крестьяне.

В XVIII — первой половине XIX века ее носили главным образом мещане в городах, жители ре месленных слобод, торговых сел. Во второй по ловине XIX века и в начале XX века получила распространение на территории Сибири. Однако сибирская однорядка XIX — начала XX века имела иной, чем в XVI—XVII веках, покрой. Это распашная одежда, двубортная, с цельной спинкой и полами, между которыми с боков от талии вшивались клинья, расширяющие подол. Однорядка шилась длиной ниже колен, застегивалась до талии на несколько пуговиц. Руки вдевались в длинные (до запястья) рукава.


ОДНОСТЕННАЯ — женская нательная цельная РУБАХА (см.), термин известен в Калужской и Брянской гу берниях.


ОЖЕРЕЛЬЕ — нагрудное женское праздничное украшение. Представляло собой расшитую бисером, блест ками и пуговицами узкую полосу кумача на подкладке из холста, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок.

Снизу к этой полосе прикреплялось четыре или пять разной длины нитей с нанизанными на них разноцветными стеклянными бусинами. Термин известен в конце XIX — начале XX века в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях.


ОЖЕРЁЛОК (БРОДА. ЖАРЁЛОК, МАНЖЕТ, ПОДГОРЛОК, ПОДЖЕРЁЛОК) — нагрудное женское праздничное украшение. Представляло собой узкую ленту из ткани, за стегивавшуюся сзади на шее на крючок или пуговицу.

К ее нижнему краю пришива лась неширокая полоса сни занного геометрическим узо ром разноцветного бисера. Лицевая сторона ленты из тка ни украшалась позументом, металлической и шелковой тесьмой, лентами, пуговицами, блестками. Термин ожерёлок использовался начиная с XIX века в Ка лужской, Тульской и Рязан ской губерниях. околыш — мужской головной убор для зимы; шапка из меха.

Термин был распространен в XIX — начале XX века в Архангельской губернии, в селах по Белому морю.


ОЛИФАНЕЦ — МАСЛЕНИК (см.).


ОЛОЧИКИ — женская повседневная обувь из кожи без голенища на мягкой подошве. Термин был рас пространен в Забайкалье в XIX веке.


ОНУЧИ (ЗАВОИ, ПОРТЯНКИ, СУКОНКИ) — принадлежность мужского и женского костюма — обертки для ног, использовавшиеся с лаптями, чунями, а также с кожаными сапогами. Изготав ливались из грубого белого холста, черного, бе лого, коричневого сукна домашней выработки.

Онучи, предназначенные для ношения с сапога ми, делались тонкими и мягкими. Длина их ко лебалась от 110 см до 360—370 см, ширина — 30 см. Холщовые онучи надевались летом, су конные — зимой. Зимой часто на ноги наверты вались и холщовые, и суконные онучи, между которыми, для дополнительного тепла, проклады валась кудель. Онучами обычно обматывалась ступня и голень. Мужчины делали обмотку чуть ниже колен, женщины — чуть выше середины икры. Онучи подвязывались к ноге оборами, при крепленными к заднику лаптей. Оборы перекрещивались на ноге или укладывались горизонталь ными рядами и завязывались на голени.

Летом онучи могли носить без лаптей, на босу ногу. В этом случае онучами обвивалась нога от щиколотки до колена и перевязывалась шерстя ными оборами. Это делалось для того, чтобы тяжелая понёва не оббивала икр, а также для того, чтобы на сенокосе, жатве, когда работали в одних тонких рубахах или в тонкой юбке поверх рубахи, не поранить ноги. Подошвы ног обмазывались дегтем для того, чтобы придать им большую крепкость.

Праздничные онучи были преимущественно бе лого цвета, перевитые красными или черными оборами. Онучи были распространены всюду, где носили лапти, поршни, чуни.


ОПАШЕНЬ (ОПАШЕН) — верхняя мужская и женская одежда из сукна домашней выделки для весны и осени. Одежда с таким названием была известна еще в XV—XVI веках. В эти столетия ее носили за житочные горожане, мужчины и женщины, а также бояре. Опашень шили из шелковой ткани на шелковой или хлопчатобумажной подкладке, широким, свободным, с длинными, зауживающи мися к запястью рукавами. Спереди опашень был короче, чем сзади. Опашни носили летом на улице. Их накидывали на плечи или надевали в рукава, но при этом не подпоясывали.

В XVIII — XIX веках — это крестьянская празд ничная одежда из сукна, покрой ее аналогичен покрою СВИТЫ, ЧАПАНА (см.).

Опашень носили в XIX веке в Костромской, Смо ленской, Калужской губерниях. В Новгородской губернии опашнем называли ту луп, покрытый сверху полушерстяным сукном серого или коричневого цвета.


ОПОЯСКА — термин многозначен.

1. Девичий головной убор, представляющий со бой полосу, отрезанную от старого красного с ярким цветочным узором хлопчатобумажного платка, называвшегося французским. Полосу по вязывали по лбу, спуская концы по спине. Опояска была будничным головным убором. Термин в применении к девичьему головному убору был распространен в некоторых селах Дмитриевского уезда Курской губернии в XIX — первой четверти XX века.

2. Опояска — КУШАК, ПОЯС(см.).


ОПРАВА — головной убор замужних женщин, относящий ся к типу кичкообразных головных уборов. Состояла из кички, чехла, позатыльника, платка. Кичка представляла собой стеганный из холста твердый валик, согнутый в дугу, концы которого, «роги», длиной в 20 см каждый, были направле ны назад — вверх. К рогам спереди пришивалась полоса холста с ушками для продергивания тесь мы. Кичка надевалась на голову так, что закры вала заплетенные в две косы и уложенные на темени волосы, и затягивалась тесемкой. На кич ку надевался чехол-сорока, сшитый из кумача с прямоугольным верхом и нешироким околышем, треугольными завязками с боков — «крылья ми» — и квадратным куском бархата на холщо вой подкладке, пришитым сзади, — «хвостом».

По очелью сорока обшивалась позументом, а «хвост» вышивался золотной нитью. К нему была также прикреплена длинная черная лента шири ной в 9 см, заканчивавшаяся гарусными кисточ ками. Под «хвост» привязывался позатыльник, представляющий собой квадратный кусок крас ной ткани с подкладкой из холста (16x16 см), украшенный по краю позументом и черной шер стяной бахромой. К позатыльнику по бокам чер ным шелком подшивалось по треугольнику. Го ловной убор покрывался сверху платком из бе лой кисеи — дымкой, длина которой составляла 240 см, ширина — 41 см, Дымка на концах от делывалась голубыми лентами, а по краю, спу скавшемуся на лоб, обшивалась белым круже вом. Дымку набрасывали на голову таким обра зом, чтобы закрыть верхнюю часть лица. Концы дымки, не заколотые и не завязанные, спуска лись спереди почти до колен.

Этот головной убор надевали на невесту вечером после венца. В нем она сидела на свадебном пиру, а затем в течение десяти лет надевала по большим праздникам. Оправа бытовала в селах Воронежской губернии в XIX — первой четверти XX века. В некото рых деревнях она использовалась как свадебный головной убор невесты еще в 50—60-е годы XX века.


ОРЛИКИ - ушные женские украшения типа серег. Состояли из литого несомкнутого металли ческого кольца-швензы для подвешивания серьги, на которое навивалось одним кон цом несколько металлических стержней. На стержни нанизывали небольшого раз мера округлые сердолики, литые цилинд рические или округлые подвески и стили зованные изображения птиц из металла.

Металлические подвески украшались гра вировкой или зернью. Термин орлики употреблялся для этих се рег с конца XVII века.


ОРМЯК — АРМЯК (см.).


ОСТАШИ — БАХИЛЫ (см.). Термин был распространен в Новгородской гу бернии в XIX веке. Название происходит от на звания города Осташков, где изготавливали эту обувь.


ОТЪИМАЛКА — испачканная одежда.


ОХАБЕНЬ (ОХАБЕН) — верхняя мужская и женская одежда для весны и лета из сукна домашней выработки или камлота.

Одежда с таким названием была известна уже в XVI—XVII веках. Она являлась в эти столетия частью мужского костюма. По своему внешнему облику напоминала ОДНОРЯДКУ (см.), но ши лась обычно с большим воротником, спускав шимся на спину до лопаток. Охабень имел длин ные, вровень с подолом, откидные рукава и прорези для рук в районе пройм.

В XVIII—XIX веках охабни были распространены среди крестьян Тобольской, Вологодской, Яро славской, Костромской губерний. Представляли собой длинную, широкую, слегка раскошенную в подоле одежду с глубоким запахом справа налево. Их носили обычно с ОПОЯСКОЙ (см.).


ОЧАПОК — головной убор замужних женщин, относящий ся к типу кокошников-сборников.

Это головной убор из фиолетового или малино вого бархата, шелка или парчи, наклеенных на твердую основу из картона или прокрахмален ного холста с ситцевой или холщовой подклад кой. Он плотно облегал голову женщины, закры вая волосы, заплетенные в две косы и уложен ные венком. Характерной особенностью очапка было широкое, слегка приподнятое вверх очелье, несколько напоминавшее козырек, и конусооб разное возвышение над теменем.

Очелье головного убора украшалось бусами, би сером и цветным стеклом в металлической оправе, а верхняя часть — золотым шитьем. Очапок был праздничным головным убором мо лодых замужних женщин. Термин очапок в применении к головному убору такого рода был распространен в некоторых де ревнях Архангельской губернии в XIX веке.


ОЧЕЛЬЕ — головной убор девушки в виде полосы яркого шелка на подкладке или картоне, украшенной бисером, блестками, пуговицами, ленточками. Очелье накладывали на лоб и завязывали на затылке узлом. Термин бытовал в городе Кургане в XIX — начале XX века.


ОШЕЙНИК — женское нагрудное праздничное украшение. Ошейник представлял собой полосу ткани или тесьму, к которой пришивалась спускавшаяся на грудь округлая или прямоугольная сетка из од нотонного или цветного бисера, стекляруса или бус. Нижний край ее делался ровным или укра шался подвесками из отдельных бусинок или бисерин. Ошейник завязывался или застегивался на крю чок или пуговицу сзади на шее. Иногда завязки его также представляли собой снизанный цепоч кой бисер. Ошейник низался обычно на конском волосе или суровых льняных нитях.

Термин ошейник получил распространение в южных и центральных губерниях Европейской России.