admin

От ВАЛЕНОК до ВЯЗАНОК

ВАЛЕНКИ (ВАЛЕНЦЫ, ВАЛЕНИКИ, ВОЛНУШЕЧКИ, ВЫХОДКИ, САПОГИ ВАЛЯНЫЕ, КАТАНКИ, КАТАНЦЫ, ПИМЫ) — мужская, женская обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти.

Это обувь с высоким голенищем, круглым нос­ ком, плоской подошвой без каблука. Их валяли обычно на одну колодку, т. е. не различая правой и левой ноги. Голенища, достигавшие колен, обычно не отворачивали, но слегка надрезали для удобства при ходьбе. Подошву часто подшивали кожей, чтобы валенки не промокали. Валенки изготавливались серого, коричневого, черного, реже белого цвета. Белые валенки украшались вышивкой стежками цветным гарусом или бисером.

Валенки катали специальные мастера — катали, пимокаты. Они изготавливали их на заказ или на ярмарочную, базарную продажу. В каждой губернии было несколько деревень, жители кото­ рых специализировались на катании валенок. На­ ряду с этим были крупные центры производства этой обуви, продукция которых распространя­ лась далеко за пределы губернии. Так, например, на северо-востоке Европейской России и в Си­ бири славились так называемые кухморские (кукморские) валенки, белые с вышивкой, изго­ товленные мастерами Малмыжского уезда Вятской губернии.

Валенки — обувь для русских сравнительно мо­ лодая. Они появились в Сибири в середине XVIII века, а в Европейской России в начале XIX века.

В XIX веке они были обувью зажиточных крестьян, надевавшейся только по праздникам. Белые вышитые валенки — праздничная обувь только очень богатых крестьян. К ним относи­ лись как к большой семейной ценности.

В конце XIX — начале XX века валяная обувь получила большее распространение, чем раньше. Она ста­ ла основной зимней обувью русских крестьян Европейской России (за исключением Крайнего Севера и юго-востока) и соперничала с меховой обувью у русских Сибири.

ВАЛЕНКИ КУХМОРСКИЕ — ВАЛЕНКИ.

ВАЛЕНЦЫ — ВАЛЕНКИ.


ВАЛЕНКА (ЕРМОЛКА, ЕЛОМОК) — мужской головной убор для весны, лета, осени из валяной овечьей шерсти белого, серого, коричневого цвета. Изготавливались в форме усеченного конуса с плоским или округлым верхом высотою около 15—18 см с отогнутыми и прилегающими к тулье высокими полями.

Такого типа головные уборы были, вероятно, уже в XIV — XV веках.

В XIX веке белые и серые валенки были распро­ странены в Архангельской, Пермской, Псковской, Смоленской, Тверской, Тульской, Орловской, Курской, в русских селах Витебской, Черни­ говской губерний. Корич­ невые валенки встреча­ лись в Орловской, Кур­ ской, Тульской, Уфим­ ской, Пермской, Вологод­ ской губерниях. Во второй половине XIX века валенки стали выходить сначала из праздничного обихода, а затем и из повседневного, заменяясь КАРТУЗАМИ.


ВАРЕГИ — РУКАВИЦЫ, вязанные из овечьей шерсти.

Термин был распространен в северных и цент­ ральных губерниях Европейской России, в За­ байкалье, Иркутской и Тобольской губерниях с XVIII века.


РУКАВИЦЫ, вязанные из овечьей шерсти. Термин бытовал в XIX — XX веках по всей России.

— под этим термином известно два вида рукавиц.

1. Рукавицы, изготовленные из серого сукна до­ машней выделки, ладонь и большой палец кото­ рых обшивались черной кожей, использовались во время работы.

Термин был распространен в Архангельской, Астраханской губерниях в XIX — начале XX века.

2. Рукавицы из любой ткани.


ВЕЛИКОПОСТНЫЙ — женская горничная одежда типа сарафана на лямках из черной домашней ткани. Шился из пяти-шести полотнищ ткани и имел вид высокой, присборенной сверху юбки на уз­ ких пришивных лямках. Лямки кроились из ткани сарафана или делались из тесьмы. Сарафан носился замужними и пожилыми женщинами Весьегонского уезда Тверской губернии во время Великого поста вплоть до конца 30-х годов XX в.


ВЕЛЬВЕРЕТКИ — женская праздничная обувь, кожаные туфли без голенища. КОТЫ. Термин был распространен в Енисейской губер­ нии в XIX веке.


ВЕНЕЦ — девичий головной убор. КОРУНА.

Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен еще в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей ок­ ружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и за­ вязывался на затылке. При этом макушка головы

Венец была открытой, а незаплетенные волосы спуска­ лись на спину. Такого типа головной убор был известен и в более раннее, чем XVI — XVII века, время. Девушки Древней Руси носили на голове узкие металлические или тка­ ные венчики, скреплявшиеся или завя­ зывавшиеся на затылке.

В XVIII — XIX ве­ ках в русской деревне венцами называли два типа головных уборов. Первый тип — ве­ нец в виде обруча из луба или бересты, обтянутый тканью или позументом. Об­ руч украшался бу­ мажными цветами, перьями, дутыми бусами или стеклом, имитиро­ вавшим драгоценные камни, бисером, заменяв­ шим жемчуг, золотной вышивкой. Сзади к тако­ му венцу прикреплялась полоса парчи или шелка (длиной в 50 см, шириной в 15—10 см), закан­ чивавшаяся бахромой из гаруса или золотным кружевом.

Такие венцы были распространены в южных губерниях Европейской России и в Тобольской губернии.

Второй тип — венец с городками, т. е. с зуб­ цами по верхнему краю. В XVI — XVII веках их обычно называли корунами. Термин коруна в применении к венцу с городками сохранялся и в XVIII — XIX веках наряду с термином венец.

Венец вырезался из бересты или плотного картона, проклеенных холстом. Его поверхность могла быть ажурной или сплошной, а форма — различной в разных местностях его бытования.

Венцы были сердцевидными с резным краем в виде пяти-шестилопастной короны, полуоваль­ ные с высокой передней частью, постепенно снижающейся к бокам. Лицевая сторона венца украшалась жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями, цветным стеклом в металлической оправе, перламутром, цветной фольгой, золотошвейным узором, блестками, ка­ нителью, медными или латунными листочками на стебельке из канители. Изнаночная сторона об­ тягивалась ситцем или набойкой. Венец обычно закреплялся на неширокой повязке из парчи около 5—6 см, которая кончалась длинными за­ вязками. Повязку прокладывали по темени, за­ вязывали тесемки на затылке под косой. Допол­ нительным украшением к венцу была бисерная или жемчужная поднизь, спускавшаяся на лоб, и широкая полоса парчи (около 40 см), украшен­ ная на конце лентами, золотным кружевом, при­ креплявшаяся к венцу сзади и спускавшаяся по спине. Такие венцы были распространены в ос­ новном на русском севере: в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губер­ ниях, на севере Костромской, северо-западной части Тверской губернии, местами в Петербург­ ской и Пермской губерниях. В XVIII — начале XIX века они были праздничным и свадебным головным убором девушек. Во второй половине XIX века они стали использоваться в основном как свадебные головные уборы. В них девушка венчалась и сидела на «княжом пиру» — главном пиру свадьбы, проходившем после венчания.


ВЕНОК — праздничный головной убор девушек из ис­ кусственных цветов, перьев, бус. Венки из живых и искусственных цветов, листь­ ев, трав, ветвей деревьев и кустарников — одно из древнейших украшений славянских девушек.

Венок из искусственных цветов как праздничный головной убор девушек в IX—XVII века был, вероятно, наряду с другими головными уборами достаточно широко распространен на террито­ рии, заселенной русским народом. Девушки на­ девали его поверх распущенных волос. Венок придерживал волосы, украшал девушку и указы­ вал на ее принадлежность к определенной воз­ растной группе — группе девушек брачного воз­ раста.
Венок из живых цветов, листьев, ветвей деревь­ ев, трав был также непременным атрибутом оп­ ределенных ритуальных действий на языческих Венок празднествах, справлявшихся в Древней и сред­ невековой Руси весной в честь возрождающейся природы. Их надевали на голову девушки, при­ нимавшие участие в ритуальных плясках, рас­ сматривавшихся как обряд магического воздей­ ствия на природу.

Венки из березовых ветвей можно было видеть на русских крестьянских девушках в начале XX века во время праздника Троицы, когда они водили хороводы вокруг березы недалеко от поля, засеянного рожью.

Венки из полевых цветов и лесных трав украша­ ли головы девушек и женщин в ночь на Ивана Купала, когда они собирали лекарственные тра­ вы или прыгали через костры. Прыгнешь высоко и удачно — будешь здорова, богата, счастлива.

В XIX — первой четверти XX века венок из искусственных цветов как праздничный головной убор девушек был распространен главным обра­ зом на территории Южной России, в Воронеж­ ской, Калужской, Курской, Тульской губерниях, а также на Кубани и Северном Кавказе. На северо-востоке Европейской России он бытовал только в некоторых селениях южной части Костромской губернии.

Венок изготавливался из восковых цветов или чаще из цветов, вырезанных из плотной, окра­ шенной в яркие цвета, хорошо прокрахмаленной ткани. Цветы прикреплялись к металлическому или берестяному узкому ободку на тонких про­ волочках. К цветам добавлялись перья селезня, павлина, дутые бусы, стеклярус, сусальное золо­ то. Сзади к нему прикреплялись длинные разно­ цветные ленты.

Венок надевали на голову, завязывая тесемками под косой, при этом ленты были под косой и над косой, спускаясь иногда до талии. Во многих деревнях девушки надевали венок поверх яркого, обычно красного, шелкового или ситцевого плат­ ка, сложенного в полосу. Платок, проходя по лбу, завязывался на затылке так, что его концы спускались по спине. Венок прикреплялся к плат­ ку булавками. Под платок около висков подкладывали дополнительные украшения — «крючки» из перьев селезня, помпоны из разноцветного гаруса с блестящими золотными нитками.

В XIX — начале XX века такие венки девушки надевали на все большие праздники: на Троицу, в день святого Николая Угодника Вешнего, т. е. справлявшегося весной, в венках водили хорово­ ды — «танки». Кроме того, венок надевался на свадьбу девушками — подружками невесты. Де­ вушки сидели в таких венках на «пропое неве­ сты», плясали со свадебным пирогом — «рошей», который символизировал плодовитость мо­ лодой, ее будущее богатство и счастье.

В 20-е годы XX века венок во многих деревнях Южной России сохранялся как свадебный голов­ ной убор невесты и как головной убор деву­ шек — участниц свадебного обряда.


ВЕРЗНИ — мужская, женская, детская обувь, ЛАПТИ косого плетения из бересты с высоким задником. Термин применительно к такому роду лаптей был распространен в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях.


ВЕРХНИК — термин обозначает два типа одежды.

1. Женский передник, завязывавшийся на талии. Шился из одного или двух полотнищ ткани, присобиравшихся вверху под обшивку, концы кото­ рой завязывались сзади. Повседневные передники делались из простого холста. Верхники из фабричных тканей с нашитой на подол полосой галуна или из браного холста служили дополнением к праздничному костюму. Термин встречался в XIX — XX веках в Тюмен­ ском уезде, Тобольской и Новгородской губерниях.

2. Сарафан в Новгородской губернии.


ВЕРХНИЦА — под этим названием известны два различных типа одежды.

1. Женская горничная одежда на лямках типа сарафана из крупной пестряди или голубого и синего домашнего холста. Верхница шилась из трех полотнищ ткани, двух передних и одного заднего, и с боков расширя­ лась клиньями. Узкие короткие лямки выкраивались из заднего полотнища и обшивались тесьмой.

На передний шов верхницы наши­ вались пуговицы и тесьма, образу­ ющая петли, а на подол — плете­ ный шнурок. В некоторых случаях в верхней части делалась холщо­ вая подкладка, которая повторяла крой лицевой части. Верхница использовалась в XIX — XX веках замужними женщинами в Вятской и Пермской губерниях.

2. Верхняя мужская одежда из грубого холста, надевавшаяся по­ верх основной одежды при выпол­ нении грязных работ, таких как углежжение, смолокурение, под­ сека. Верхница представляла со­ бой длинную (до щиколоток), пря­ мую, широкую одежду без перед­ него разреза с круглым воротом для головы и длинными рукавами. В XIX — на­ чале XX века была распространена в Вятской и Пермской губерниях.


ВЕРХНИЦЫ — РУКАВИЦЫ, вязанные из овечьей шерсти, термин известен в Енисейской и Томской губерниях с XIX века.


ВЕРХОВИЦА — КАБ(А)Т.

ВЕРХОНЬКИ — РУКАВИЦЫ, изготовленные из шкур барана, лося, изюбра, собаки мехом наружу, надевавшиеся поверх варежек. Термин известен в Енисейской и Иркутской гу­ берниях с начала XIX века.


ВЕРХУША — головной убор замужней женщины, относящийся к типу кичкообразных. Состояла из кички, чепца, налобня, позатыльника, платка. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, затягивавшуюся на затылке, с полукруглым жгутом из холста, вшитым в ее переднюю часть.

Кичка надевалась на заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы волосы. Чепец шился из холста, ситца и украшался по очелью и верх­ ней части вышивкой цветным шелком. Чепец надевался поверх кички. Сзади волосы прикры­ вались позатыльником — прямоугольным куском кумача, бархата, шелка, натянутого на твердую основу из картона, простеганного или проклеен­ ного холста. Позатыльник закреплялся на голове с помощью тесемок. Спереди надевался налобень-тарачок, представлявший собой узкую длинную полоску кумача, вышитую шелковыми нитками и украшенную блестками. Он уклады­ вался по лбу так, что один край убирался под чепец и завязывался под позатыльником. Голов­ ной убор, как правило, покрывался сложенным на угол платком, завязанным под подбородком.

Иногда концы платка, перекрещиваясь под под­ бородком, завязывались сзади. Верхуши были повседневным головным убором замужних женщин, живших в селах и деревнях Севского уезда Орловской губернии и Дмитри­ евского Курской губернии. Широко бытовали в XIX веке. В начале XX века встречались очень редко.


ВЕСНЯНКА — ХОЛОДАЙКА.


ВИСЛАЯ ЗАНАВЕСКА — женский передник, повязывавшийся при надевании выше груди. Шилась из цельного центрального и двух поло­ вин другого холщового полотнища, подшивав­ шихся по бокам. Верхняя часть центрального полотна присбори­ валась под обшивку, к ней пришивалась бейка из холста или фабричной тесьмы для надевания на шею.

Края боковых полос под руками скашивались. К ним пришивались кумачовые завязки, которые сзади привязывались к поясу на рубашке, чтобы при ходьбе и работе вислая занавеска впереди «не отдувалась».

Украшением будничной занавески служили поло­ сы-перетыки на груди и подоле. Праздничные украшались почти по всей длине полосами бра­ ного ткачества, богатой полихромной вышивкой, выполнявшейся в технике настила по перевити шелковыми разноцветными лентами, кружевом, бахромой, блестками. Простые вислые занавески надевали на сенокос, капустники.

Термин был известен в Перемышльском уезде Калужской губернии.


ВИТОК — женское нагрудное украшение в виде длинной петли, надевавшейся на шею и спускавшейся на грудь. Представляло собой текстильный шнур, обвязанный или обшитый разноцветным бисером. Узор, как правило, геометрический, реже расти­ тельный, располагался в виде спирали. На ниж­ нем крае витка в некоторых случаях прикреп­ лялся крест или застекленный образок.

На праздничные костюмы молодыми женщинами надевалось до десятка витков.

Название применительно к такого рода украшению бытовало в южных губерниях России.


ВОЛНУШЕЧКИ — ВАЛЕНКИ. Термин был распростра­ нен в деревнях Курской и Орловской губерний.


ВОЛОСНИК — головной убор замужних женщин, представ­ лявший собой круглую шапочку из ситца, колен­ кора, кумача, бархата, парчи, затягивавшуюся на вздержку. Иногда под волосник надевался неши­ рокий лубяной обруч или подкладывался в перед­ ней части полукруглый валик из холста. Волосник бытовал в XIX — начале XX века в Симбирской, Самарской, Казанской, Уфимской, Оренбург­ ской губерниях.

Термин волосник применительно к женскому го­ ловному убору был известен на Руси еще в XV — XVII веках. Им обозначалась сетка с око­ лышем из дорогих парчовых тканей или тканей, вышитых золотной нитью. Она надевалась по­ верх ПОВОЙНИКА (см.) и платка, повязанного на повойник и закрывавшего затылок. Волосники надевались также вместе с УБРУСОМ (см.), под убрус или поверх него.


ВОЛОСЯНАЯ (ЛАВОШНАЯ) — женская поясная одежда, понёва. Представляла собой прямоугольник длиной 65 см и шириной около 2 20 см, сшивавшийся из двух пол тонкой клетчатой блестящей шерстяной ткани черного или темно-синего цвета шириной в полтора полотнища и широкой прошвы из сукна, парчи или бархата, вшивавшейся между ними.

Верхний край понёвы подгибался и собирался на плетенную из нитей вздержку или узкую тесьму.

Подол и полы обшивались тканым шерстяным пояском с геометрическим узором. Полы понёвы и прошва по подолу и вдоль боковых швов украшались нашивками тесьмы, зубчатыми ап­ пликациями кумача, позументом, блестками.

Понёву носили с рубахой и вислой занавеской.

Волосяная шилась из покупной ткани, изготавлявшейся в монастырях Калужской губернии.

Жительницами Перемышльского уезда Калуж­ ской губернии считалась в XIX и начале XX века самой нарядной и праздничной.


ВОЛОСЯНИКИ — мужские сапоги с короткими голенищами, сплетенные из конского волоса. Термин изве­ стен в Енисейской губернии с середины XIX века.


ВОЛОСЯНКИ — РУКАВИЦЫ, вязанные из конского волоса. Употреблялись рыбаками на промысле.

Термин известен в Енисейской и Томской гу­ берниях с начала XIX века.


ВОЛЯ — шелковая лента, вплетавшаяся в девичью косу. В свадебном ритуале осмыслялась как воп­ лощение девичества, души девушки, ее «вольной волюшки». Прощание с девичеством на свадьбе сопровождалось расплетанием косы и передачей ленты — воли — подругам.


ВОРОТУШКА — термин употреблялся применительно к разным типам одежды.

1. ПОНИТОК с борами, надевавшийся жен­ щинами. Название было распространено в Ар­ хангельской губернии.

2. Верхняя часть женской РУБАХИ. Термин был распространен в северных и центральных губерниях Европейской России.


ВОСКОВЫЕ ПЕРЛЫ — бусы из рубленого или граненого янтаря. В некоторых деревнях надевались на невесту перед венцом для предохранения от «порчи, дурного глаза». Термин был известен в Архангельской, Олонец­ кой губерниях.


ВСТАВАРАНКА — подвеска из косточки от куриного крыла. Прикреплялась на ГАЙТАН рядом с кре­ стом, к наспинным лентам, на понёву. Принято было считать, что вставаранки предохраняют женщину от несчастий и будят рано утром. Вставаранки были широко распространены в южнорусских губерниях, особенно в Воронеж­ ской, Рязанской и Тамбовской.


ВЫБЕГАЙКА— женская кофта из тонкой ткани, надевалась поверх рубахи и сарафана при выходе летом на улицу. Покрой неизвестен.

Термин бытовал в Вологодской губернии в XIX веке.


ВЫВОД — головной убор замужних женщин, относящий­ ся к типу кичкообразных. Включал в себя кичку, верхний чехол, налобное украшение, позатыльник, платок. Кичка пред­ ставляла собой холщовую шапочку с высокой твердой передней частью трапециевидной фор­ мы, изготовленную из проклеенного и просте­ ганного в несколько слоев холста домашней вы­ работки (размеры: высота — 11 см, нижняя сторона трапеции, примыкающая ко лбу, — 24 см, верхняя — 40—4 2 см). Кичка надевалась на го­ лову таким образом, что полностью закрывала волосы, заплетенные в косы и уложенные по бокам или вокруг головы. На кичку надевался чехол в виде шапочки с полуовальным верхом из красного шелка и очельем из парчи. Спереди, в области висков, к головному убору прикрепля­ лись косицы — украшения из перышков селезня.

Сзади прикреплялся позатыльник прямоугольной формы из разноцветного бисера. Головной убор довершал шелковый платок, сложенный полосой.

Он накладывался на очелье и завязывался на затылке так, что концы спускались на спину.

Такой головной убор носили замужние женщины в некоторых селах Калужской губернии в XIX веке.


ВЫКЛАДНОЙ — пояс со сложным геометрическим орнаментом или надписями-пожеланиями, использовав­ шийся как в женском, так и в мужском костюме старообрядцев Верхнего Прикамья в XIX — на­ чале XX века.
Ткался на квадратных дощечках — тапочках. От их количества зависела сложность получавшегося узора.


ВЫСПОДКИ — РУКАВИЦЫ), вязанные из овечьей шерсти. Термин бытовал в Енисейской губернии с XIX века.


ВЫСТУПКИ — женская кожаная обувь, туфли на жесткой подошве с широким каблуком, твердым круглым носком, высоким жестким задником и такими же бортами. Выступки обычно шились на пря­ мую колодку, т. е. без различения правой и левой ноги. Спереди иногда делался разрез, зашнуро­ вывавшийся на черные тесемки.

Термин применительно к обуви такого типа был распространен в Архангельской, Олонецкой, Костромской, Нижегородской губерниях.


ВЫХОДКИ — ВАЛЕНКИ с украшениями.


ВЯЗАНКИ (ВЯЗЕНКИ) — термин обозначает разные элементы женского и мужского зимнего костюма.
1. ЧУЛКИ, вязанные иглой из черной и белой крученой шерсти домашнего прядения. Термин по отношению к чулкам такого типа был распространен в XIX — начале XX века в Ка­ лужской и Енисейской губерниях.

2. РУКАВИЦЫ, вязанные из шерсти. Термин применительно к таким рукавицам был распространен с XVII века в Енисейской и Томской губерниях.

3. САПОЖКИ. Термин был распространен в Самарской и Симбирской губерниях.

  • Спасибо за интересный и познавательный материал

    Гость Юрий Алексеевич