Народная одежда

Народный костюм на сцене

Сведения о традиционной одежде чаще всего используют при изготовлении костюмов для фольклорных коллективов. Соответствие костюма песенному образу является непременным условием народных ансамблей. Сплошь и рядом фольклорные коллективы выступают в костюмах, стилизованных под традиционную одежду. Ни по крою, ни по орнаментике их рубахи и сарафаны не имеют ничего общего с подлинными народными образцами. В ряде фольклорных коллективов начисто игнорированы местные особенности костюма, произвольно утрачены некоторые его элементы: головные уборы, пояс и т.д.

Пренебрежение к традициям национального костюма отрицательно влияет на общее восприятие репертуара, уничтожает индивидуальность коллектива и. как общее следствие, не только не пробуждает интерес к фольклору, но часто отталкивает от него.

Одна из причин стилизации костюма - отсутствие систематических знаний о подлинных народных традициях у руководителей фольклорных коллективов.

Традиционный старожильческий женский костюм Алтая представлен комплексом, в который входили рубаха и сарафан, дополненные тканым поясом; многослойный головной убор (рис. 1).

Ткани для одежды крестьяне Алтая использовали покупные, в отличие от крестьян средней полосы России, использующих костюм из "своедельщины".

Обычно покупали дорогие китайские шелка, дабу, штоф, канфу. кисею, гранитур, также ситец, сатин, каленкор, кашемир - все ярких, броских расцветок, натуральных природных оттенков.

В торговлю поступали именно ткани, не готовые изделия.

Одежду и обувь изготавливали либо сами крестьяне домашним способом, либо заказывали их у местных ремесленников.

Основу женского костюма составляла рубаха. Рубаха выполняла функцию одновременно нательной и верхней одежды. Как правило, рубаха состояла из двух частей, выполненных из разных видов тканей. Верхняя ее часть называлась "рукава", нижняя - "станушка", "становина", "станик", "подставка" (рис. 2).

Рис, 1. Сарафанный комплекс. Общий вид.

Рис. 2. Бухтарминская женская рубаха. Общий вид.

"Рукава" шились из более дорогой, тонкой покупной ткани - шелка, ситца, сатина, каленкора, кашемира; "станушку" делали из дешевой покупной ткани или льняной холстины домашнего приготовления.


Рисунки Людмилы Корниковой (рисунки были подготовлены для методического пособия).