Семейский костюм. Одежда семейских староверов

Куклы в народных костюмах

Одежда семейских староверов - особый вариант русского народного костюма. В силу религиозных мировоззрений и приверженности древним традициям их наряды долго сохраняли старинный вид.

Кукла в семейском костюме вышла в 53 номере журнала Куклы в народных костюмах.

Мужская одежда

Комплекс одежды семейских мужчин состоял из рубахи, штанов, пояса, обуви, головного убора и верхней одежды. Рубахи были длинными. Будничные их варианты шили из дабы или далембы, праздничные — из яркой материи, чаще всего китайской чесучи красного, зеленого, синего и желтого цвета.

Более состоятельные люди могли позволить себе рубахи из шерсти, плиса или бурсы.

Ворот делали с разрезом сбоку, края его обшивали шнурком и застегивали на узелок, выполнявший
функцию пуговицы. По старинному поверью считалось, что разрез посредине открывает путь дьяволу к душе и сердцу.

В начале XIX века в обиход вошли укороченные косоворотки со вставками под мышками и стоячим воротничком. Их подпоясывали широкими кушаками, вышитыми поясами, реже узкой тесьмой.

Штаны носили широкие, наподобие украинских шаровар. Между штанинами делали четырехугольную вставку или ромбовидную ластовицу, чтобы обеспечить свободу передвижения. Шаровары собирали у пояса на шнуре. Застежки с пуговицами появились у семейских гораздо позже остальных русских, поскольку, как и разрезы на рубахах, пояски с застежками носить считалось грешно. Будничные штаны шили из дабы, траздничные — из ярко окрашенного сашемира или плиса.

Из обуви были распространены ичиги, сапоги, унты, пимы и катанки. Чаще всего носили ичиги — вид сапог из дубленой или сыромятной кожи с высоким голенищем, перевязанным у щиколоток ремешками или ткаными подвязками. Ичиги шили с изнанки, а потом выворачивали, оставляя внутри шов. Летом под них надевали портянки, а зимой — шерстяные носки.

Завершал костюм головной убор — круглые шерстяные или войлочные шляпы, лисьи и бобровые шапки, колпаки, которые носили преимущественно старики. В конце XIX века в моду вошли картузы (семейские называли их курашками).

Женская одежда

Основные особенности семейской одежды проявились в женском костюме.

Он отличался красочностью, казавшейся неожиданной в суровом Забайкалье. Женский семейский наряд состоял из рубахи-станушки и сарафана на лямках-проймах. При этом у девушек и замужних он различался лишь головными уборами.

Рубаху шили только составной. Верхнюю часть — чехлик — изготавливали из гладкой ткани, без узоров — далембы, дабы, кашемира и чесучи. Для праздничного варианта рубахи использовали яркую материю. Нижняя часть — станушка — была другого цвета, ее шили из ситца, бумазеи, дабы или миткаля. Рукава, полики и основное полотнище семейской рубахи сшивали контрастными нитками, чтобы шов хорошо просматривался. У нее был высокий воротничок, который выглядел как отложной.

Застегивался он с помощью двух прорезных петель на запонку.

Манжеты рукавов украшали аппликацией полосками или зубчиками, а также вышивками в форме шестилепестковых розеток в окружении волнистых линий.

На праздники порой надевали по две рубахи: простую и поношенную вниз, а сверху — новую, нарядную.

На рубаху семейские женщины надевали сарафан на лямках. В будни он был преимущественно темного цвета, с двумя-тремя рядами ярких лент у подола. Праздничные сарафаны сочетали все цвета радуги. Если их шили из дорогой материи, то укрепляли подкладкой из простой ткани (к изнанке подолов будничных моделей пришивали полосы шириной 30—35 см).

Помимо наиболее распространенных сарафанов на лямках семейские женщины в разных селах носили и другие их разновидности. В селе Окино-Ключи шили сарафаны со скошенными клиньями. Исследователи предполагают, что местные женщины носили и глухие сарафаны, без лямок, — наиболее древнюю их форму, которую надевали во всех старообрядческих сообществах.

Сарафаны непременно перетягивали чуть выше талии. Пояса семейских староверов ткали на небольших станочках — кроснах, которые отличались не только своими размерами, но и устройством — у них не было берда. Фон пояса разбивали на несколько разноцветных полос, а потом расшивали браным узором. Длина женского пояса достигала 2,5 метра. Его оборачивали вокруг талии два раза, концы подтыкали, а спереди закалывали булавкой-пиночкой. Сбоку к поясу крепили карман, где хранили носовой платок, наперсток или кошелек с деньгами.

Дополнял костюм яркий запон — фартук с грудкой с завязками из лент или шнурков.

В конце XIX — начале XX века в обиход семейских вошли нижние цветастые юбки из ситца. Семейские женщины любили кокетливо затыкать подол сарафана за пояс, чтобы была видна поддетая вниз пестрая юбка.

Традиционным завершением костюма являлись головные уборы. Незамужние девицы носили повязки из свернутого платка, завязанного сзади.

Для крепости внутрь подкладывали гумашку — полосу твердой бумаги. Украшенный цветами или бисерными подвесками такой платок служил праздничным убором. В нем ходили в молельный дом, гуляли на Троицу, Рождество и другие религиозные праздники. Подобный же убор надевали невесты. Украшение таких платков бисером и жемчугом было распространено главным образом в старину, однако к началу XX века этот способ декора вышел из употребления.

Замужние женщины носили кички из стеганого материала с вышивкой и полукруглые кокошники, украшенные бисером, позументами и кучерями — перышками селезней. Сверху накидывали платки, шали и полушалки.

Самой необычной деталью семейских головных уборов была чалма, свернутая из больших шелковых платков — атласов. Путешествовавший по Забайкалью беллетрист В. Л. Дедлов в конце XIX века писал: «Бабы — образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах и с кокошниками и шлыками на голове. В будни на голове чалма из большого платка, несколько сдвинутая на затылок, с большим узлом над лбом. Эта чалма, вероятно, вынесена из Польши. В XV веке чалму носили польские дамы высших классов.<...>

Среди семейских в Забайкалье чалма — непременный головной убор староверок. Великолепные люди, архаичные, сохранившие и наружность, и темперамент, и характер, и костюмы в том виде, какими они были на Руси двести лет тому назад».

Влияние современности

Во второй половине XIX века крестьянская одежда всех российских губерний стала меняться под влиянием городской моды. Эти веяния коснулись и сибирских старожилов, и почти всех переселенцев. Лишь семейские остались в стороне от изменений. Главная особенность их одежды состояла в том, что она переходила к современным формам, минуя стадию городского костюма, бытовавшего в начале XX века.

Из-за присущего семейским консерватизма изменения в их нарядах происходили очень медленно.

Лишь в начале 1930-х годов немногие женщины стали носить платки вместо древнерусских кичек, а длина сарафанов стала немного короче — не до щиколоток, а чуть ниже колен. И только к середине XX века старинный комплекс начал изменяться на более современный.

Словарь народного костюма и текстиля

Бердо  - одна из главных деталей ткацкого стана, большая гребенка для уплотнения нитей утка.

Бурса — шелковая или атласная ткань, привозившаяся из Персии.

Даба — китайская бумажная материя.

Далемба — бумажная ткань, чаще синего цвета. В Сибирь завозилась из Монголии.

Катанки — обувь из валяной шерсти, использовавшаяся при ходьбе на лыжах. Как и пимы, катанки могли носить поверх унтов и ичигов.

Миткаль - хлопчатобумажная материя, сотканная из суровых неотбеленных нитей.

Пимы — в Забайкалье название обуви из собачьего меха, которую надевали поверх унтов и ичигов во время дальних поездок.

Чесуча (чесунча)  - шелковая ткань, изготовленная из коконов дубового шелкопряда. В Россию привозилась из Китая.

  • На Руси одежду украшали свастичным орнаментом.

    Гость (Владимир Русский)