Праздничный крестьянский костюм Заонежья

Л.В.Трифонова (Петрозаводск)

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ ЗАОНЕЖЬЯ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА.

Те детали одежды, которые упоминаются в старинных заонежских песнях (кисейные рукава, жемчужные ожерелья, алые ленты, затканные золотыми нитями, шелковые платки, гродетуровые и парчовые сарафаны), издавна являлись составной частью праздничного женского заонежского костюма. Богатство деталей свидетельствует о том, что костюм Заонежья своими истоками восходит к боярскому костюму XVII в., состоявшему из рубахи, сарафана, душегреи и головного убора. Специфика традиционного крестьянского костюма была связана с эстетическими представлениями крестьян о женской красоте. Красивой считалась женщина крепкого телосложения, здоровая, способная к тяжелому физическому труду. И традиционный костюм полностью отвечал этому эстетическому образу, начиная от свободного покроя одежды и заканчивая отдельными деталями вроде обилия складок на спинке сарафана, придававшими женской фигуре особую репрезентативность и значительность. Такой идеал женской красоты сложился еще в домонгольский период Древней Руси и сохранился в образе крестьянского и купеческого костюма XVIII-XIX вв.

Описание заонежского праздничного костюма мы находим у собирателя фольклора П.Н..Рыбникова. Это описание беседы в селе Шуньга 1860-х годов: ” Изба полна народа. Сюда собрались не только соседи, но и сошлись и съехались парни и девушки из окольных деревень, пожалуй, за 10 и за 15 верст. Девушки расселись на лавках от печки до лицевого угла и от него до красного окна. Богатые разодеты в красные парчовые и штофные сарафаны, перехваченные у талии поясом из лент, и тонкие сорочки с польскими (коротенькими ) рукавами. На шее у них пестрые платки, которые не закрывают жемчужных ожерельев; в ушах большие жемчужные серьги; на голове – поднизь, т.е. сетка из лошадиного волоса, изнасаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам. Поднизь состоит из нескольких кружевных сборов, и чем богаче девушка - тем больше сборов в сетке. У некоторых кроме сетки - челочек, т.е .коронка из жемчуга”001.

Как следует из описания, основой праздничного женского заонежского костюма были рубаха и сарафан. Праздничные рубахи шились из тонкого материала – фабричного полотна, кисеи. У ворота рубаха собиралась на стойку, рукава были пышными, с оборкой, отделанной кружевом. С середины XIX в. в моду входят короткие (польские) рукава до локтя002, которые девушки, собираясь на гулянье, подвязывали лентами. С XVII века на смену косоклинным сарафанам приходят «круглые» или «прямые». Они состоят из нескольких кусков ткани, сшитых вместе и собранных в складку под мелкую обшивку. Праздничные сарафаны шились из штофа или парчи003, шерсти, а также синего фабричного сукна, известного под названием французского004. Сверху на сарафан надевалась душегрея – свободная одежда из нарядной ткани (чаще всего парчи), державшаяся на бретелях, сходившихся сзади к центру спины. Спинка душегреи была заложена крупными трубчатыми складками. На плечи накидывался тонкий шелковый платок, концы которого убирались за грудину душегреи. Дополнением к праздничному костюму были жемчужные ожерелья, количество которых могло доходить до тридцати, жемчужные броши, которыми закалывался на груди платок или душегрея, золотые браслеты, кольца и перстни005.

Особый интерес представляет девичий головной убор – сетка-поднизь, сплетенная из белого конского волоса и унизанная жемчугом. Вот как описывает заонежскую поднизь краевед В.Майнов: "На гуляньях головной убор довершается жемчужною сеткою,которая лежит на голове холмами; на такую сетку идет жемчуга от 3-20 и более золотников…Сетки эти передаются от матери к дочери по наследству и проданы быть не могут,как гордость той семьи, к которой принадлежит обладательница сетки….случалось видеть сетки в 300 и 400 р.с., все дело здесь в количестве жемчуга, нанизанного на сетку"006. Для изготовления поднизей и сережек использовался местный жемчуг, добывавшийся в реках Олонецкой губернии. Это речки Пожа и Туба – Пудожского уезда Олонецкой губернии; Повенчанка, Кумса, Остера – Повенецкого уезда; Канома и Янсельга – Лодейнопольского уезда.007 О том, насколько ценился олонецкий жемчуг, свидетельствует исторический факт, упоминаемый В.Майновым, когда в XVII веке нитка повенецкого жемчуга была преподнесена императрице Екатерине II008.

Дополнением к головному убору молодых женщин и девушек в Заонежье являлись серьги-бабочки, выполнявшиеся в той же технике что и поднизи. У основания косы прикреплялся большой бант со множеством ниспадавших до пояса муаровых и шелковых лент. Замужние женщины носили корону вместе с вышитым золотной нитью бархатным повойником009.

Старинный праздничный наряд девушек (сарафан, душегрея, сетка-поднизь) считался во второй половине XIX века костюмом невесты010. Традиция эта сохранялась вплоть до 30-х годов XX столетия. «Почти у всех хранятся дома старинные наряды и …если невеста венчается в церкви, то она одевается в старинный наряд и на голове у нее …жемчужная сетка –трехборка. Но только теперь (конец 20-х-30-е годы - Л.Т.) так венчаются очень мало»011. Обычай носить жемчужные серьги, ожерелья и множество лент в косе тоже сохранялся до 30-х годов XX столетия012. Полный костюм в начале XX в. девушки одевали в большие вечера (вторник, четверг, воскресенье), в малые вечера (пятница, среда ) жемчужные украшения и ленты не носили.013 Существовала и своя местная мода: в 20-е годы в окрестностях Кижей и Сенной Губы девушки одевали на большие вечера белые сарафаны и красные рубашки. Отличался цвет сарафанов и по большим церковным праздникам: красные – на Рождество, белые и голубые –на Пасху, зеленые – к Троице014.

Еще одной разновидностью праздничного костюма Заонежья, появившегося в конце XIX – начале XX века в деревне под воздействием городской культуры, было платье – парочка. Парочка состояла из удлиненной юбки и казачка –короткой приталенной кофточки, отороченной по низу баской с рукавами-буфами, зауженными к запястью015. Большую роль в распространении городской моды в конце XIX в. сыграло развитие швейной промышленности, изобретение швейных машинок для домашнего пользования и появление анилиновых красителей, удешевивших окраску тканей.

Мужской праздничный крестьянский костюм конца XIX – начала XX века состоял из суконного кафтана или пиджака, суконных портов, жилета, рубахи, шейного платка и головного убора (шляпы или картуза). Дополнением к картузу служили трость, табакерка, карманные часы, перстень, шелковый карманный платок. Сапоги к празднику всегда надевали черные из хромовой кожи. В будни «сапоги всегда выбирают сшитые из белой кожи, которая, по уверениям местных жителей, никогда не промокает, а черную кожу хают и никого не увидишь в сапогах из черного товара до праздника, когда без него не обойдешься для того чтобы "похазить"»016.

Мужчины-заонежане были щеголеваты и любили приодеться к празднику. По меткому замечанию В.Майнова, заонежский « мужик готов не есть, лишь бы сколотить деньгу на обнову»017. Щегольство заонежанина 70-х годов XIX века Майнов подразделяет на три типа: «Хаз – …человек, что щеголяет вообще новизною и добротностью костюма; лощило – тот, который на добротность внимания не обращает, лишь бы все было с иголочки, да подороже, и, наконец, фабольник – тот, кто щеголяет уже скверно, по-бабьему, так что ленточку лишнюю вденет, волосы промаслит, словно телок, что корова облизала, не прочь, пожалуй и духов на гривенничек прикупить в Петрозаводске, чтобы от « себя « запах пущать» на погибель сердец красивых заонежанок»018. Об особом щегольстве заонежских парней в праздники свидетельствует и описание П.Н.Рыбникова: «Парни разместились от красного окна до почестного угла и от него до полоненного. На них синие кафтаны и поддевки, а бурлаки, т. е. те, которые ходят в Петербург на заработки, разрядились в длинные сюртуки и даже в пальтопальмерстон»019.

Как следует из всего вышеизложенного, мужской праздичный костюм конца XIX – начала XX в. претерпел значительные изменения под влиянием городской культуры. Это было следствием социально-экономического положения крестьянина в XIX-XX веках, связанного с отходничеством в большие города, особенно в Санкт-Петербург. Заонежская женщина продолжала оставаться хранительницей уклада крестьянской жизни, а потому женский костюм еще в начале XX в. продолжал сохранять свой традиционный облик и менее подвергся изменениям, чем мужской.

Таким образом, женский заонежский костюм сохранил в своем облике эстетический образ женщины Древней Руси и черты, присущие боярскому костюму XVII века, а через платье-парочку приобщился к новой буржуазной культуре второй половины XIX века. Мужской же праздничный костюм сохранил только основу древнерусского костюма – порты и рубаху, в остальных своих чертах он полностью приобрел черты, характерные для мещанской городской культуры второй половины XIX – начала XX веков.

Сноски


001 Рыбников П.Н. Беседы и беседные песни в уездах Петрозаводском и Повенецком // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым: В 3-х томах. Петрозаводск. 1991. Т.3. С.122.
002 Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877. С.139.
003 Научно-художественная выставка. Этнографический отдел // Олонецкие губернские ведомости. 1906. 8 июля, № 73.
004 Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. С.137.
005 Российская Национальная библиотека. Отдел эстампов. Шифр Э АЛ ЭТН 63/3-К-222/3.Фото №60-61. (Круковский М.А. Этнографическая экскурсия .Виды и типы Олонецкой губернии) (далее: РНБ).
006 Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. С.139-140.
007 О научно-художественной выставке. Этнографический отдел.
008 Там же.
009 Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья. Петрозаводск, 2001. С.239.
010 Калашникова Р.Б. Беседы и беседные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск, 1999. С.32.
011 Архив Карельского научного центра РАН, Р.VI, оп.1, д.73, л.76.
012 Там же, оп.1, д.62, л.3.
013 Там же, л.48-49.
014 Калашникова Р.Б. Беседы и беседные песни Заонгежья... С.32.
015 РНБ, Отдел эстампов, Шифр Э АЛ ЭТН 63/3-К222/3, фото №57.
016 Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. С.137.
017 Там же. С.138.
018 Там же. С.138.
019 Рыбников П.Н. Беседы и беседные песни в уездах Петрозаводском и Повенецком. С.122.