Таджикский костюм

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм.

Тюбетейки

Лучше сберечь голову в шапке, чем чалму без головы.

Голову обязательно покрывали и взрослые таджики, и дети. Летом мужчины носили тюбетейки.  Они различались кроем, тканью и орнаментом. Существовали четырехгранные тюбетейки с плоским донышком и с конусообразным верхом. На плоских ферганских, изготовленных в Худжанде (с 1936-го по 1991 год город Ленинабад, ранее Ходжент), по черному сатиновому верху вышивали изображения миндаля — бодом или стручкового перца — каламфур, нередко называвшегося также павлинье перо.

Тюбетейки ташкентского образца, сделанные из бархата зеленого цвета, встречались как без вышивки, так и украшенные красочным растительным орнаментом в виде букета цветов. Верх шахрисябзских тюбетеек был сплошь покрыт цветочным рисунком.

В обиходе таджиков имелось два вида шапочек. Аракчин — легкую на подкладке, сшитую из простых тканей (тика), надевали для предохранения нарядных тюбетеек от загрязнения. По краям околыш заканчивался зубчиками. Кулохом — мягкой шапочкой на вате с острым верхом конусообразной формы — заменяли тюбетейку под чалмой. Для изготовления последней, а также для поясного кушака — футы — материю ткали в виде длинных узких полос.

Чалма чаще всего встречалась в гардеробе жителей селений Зеравшана и Согдийской области.

Матчинцы большей частью летом обходились лишь тюбетейками. В прохладное время года они на манер ферганцев обвязывали голову поясным платком, вышитым по краям.

Таджикская обувь

На ноги таджики надевали мягкие сапоги — масси, чоруки. Их шили из кожи горного или домашнего козла (в Матче — из коровьей или бараньей), а покупали на базаре или заказывали местному сапожнику. Башмакиткафш — кожаные с широким закрытым носком и низкими задниками — носили в основном старики.

Сапоги надевали на портянки, сделанные из карбоса или шерстяной ткани. Носили и шерстяные чулки с невывязанной пяткой — джураб, особенно распространены они были в Матче. По верхнему краю их украшали геометрическим орнаментом — квадратами, ромбами, трапециями, зигзагами и прямыми параллельными линиями.

В обликах красавиц чудо красоты

Таджикский народный костюм, кукла и разворот журнала.

Комплект женской зимней и летней одежды состоял из рубахи — курта, штанов — изор, легкого халата — мунисак, платков — каре, шапочки — кулута, сапог — чорук. Женщины носили рубахи двух видов: кифтаки и пешкушо.

Девушки и молодые женщины надевали кифтаки. Для кормления ребенка в них делали отверстия по бокам.

Рубаху с треугольным вырезом — пешкушо — носили женщины старшего возраста, ее начинали надевать через 4—6 лет после замужества. Для кормления младенца на ней с обеих сторон распарывали швы между станом и боковым клином, края обшивали нитками или окантовывали различными тканями контрастных цветов. Края ее украшали оторочкой из бумажных или шерстяных ниток.

Тесьма с обеих сторон выреза соединялась в одну линию и спускалась до колен. Позднее его окантовывали лишь полоской какой-либо ткани.

Женские рубахи, как детские и мужские, были длинными и широкими. В прохладное время поверх них надевали лишь легкий халат мунисак (в Матче его делали с ватной простежкой). В Согде, Гиссаре и Матче его носили повседневно. За пределами гор, в Зеравшанской долине, в конце XIX века мунисак почти вышел из употребления, оставшись одеждой пожилых людей или траурной. Его надевали на похороны близкие родственницы покойных. Превращение мунисака в обрядовую одежду происходило и в других районах.

Штаны изор — непременный атрибут женского костюма — носили на бедрах, ниже талии, и шли длинными и широкими. Верхнюю их часть изготавливали из дешевого материала, например  карбоса, а нижнюю — из дорогого, алчи или ситца. Внизу штанины сужались и спадали на ступню складками. Шнурки, которыми подвязывали женские штаны, делали из хлопчатобумажных ниток.

Женские шнурки были менее нарядные, чем мужские — шерстяные, плетеные, с рисунком и кистями на концах. Мне подарила свой платок, что лепестка нежней Головные уборы таджикских женщин — платки и шапочки с накосником — кулата, без накосника — кул ох, а также вышитые тюбетейки. Кулута шили на подкладке, зимние их варианты прокладывали слоем ваты. Верхний край шапочки слегка стягивали толстой ниткой, оставляя макушку открытой. Сзади к кулута пришивали накосник, сшитый снизу в трубочку.

В Матче шапочки кулута носили женщины и девочки, в Согдийской и Самаркандской областях, а также в Пенджикенте и верховьях Кашкадарьи — преимущественно пожилые таджички, в  особенности достигшие 63 лет, возраста пророка Мухаммеда.

В прежние времена кулута носили под платком (молодые женщины повязывали голову одним, а пожилые двумя).

Украшения таджичек составляли сережки, кольца, браслеты, шейные повязки, ожерелья из бисера, а также подвески для кос и платков.

Таджикский народный костюм

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах. 56 и 57 выпуски.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм. Кукла со спины.

Куклы в народных костюмах, две фарфоровые куклы из коллекции.

  • как выписать куклу и сколько она стоит?

    Гость (Нурия)
  • Серия закончилась уже, никак теперь.( Только несколько выпусков в магазине осталось:
    www.ozon.ru/context/detail/id/33055513/

    admin