admin

Русский народный костюм


О древнерусской одежде судят по материалам археологии, фрескам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках — летописях. Наиболее ранние изображения русских женщин в сарафанах, кокошниках известны из книг и картин XVIII века. Внешне костюм выступает как пространственная структура, но в силу своей выразительности, сочетания в себе полезного и красивого русский народный костюм является произведением искусства, наделенным его создателями идейно-эмоциональным, поэтическим смыслом.

Низкий поклон и слава безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли нам, в будущее, неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры, название которому — русский народный костюм.

А.С.Пушкин писал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники традиционного национального искусства, родилась поздно — в XIX веке. Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия их хранения.

Чтобы традиционная культура русского народа, отраженная в художественных памятниках, каким является народный костюм, стала доступной современнику вне зависимости от места его проживания, мы создали этот сайт. Мы — ученицы 9 «Б» класса 311 средней школы СВАО г. Москвы — хотим, чтобы красотой, созданной руками наших прапрапрапрабабушек, вместе с нами восхищались наши сверстники. Мы с удовольствием рисовали одежду, которую всего-то еще век назад носили в разных уголках Европейской части России, и надеемся, что наши тоже рукотворные работы расскажут Вам, о чем узнали мы.

Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. При исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения.

С точки зрения современной теории информации, одев тот или иной костюм, мы вступаем в общение, участвуем в коммуникации, сообщая окружающим нас людям определенную информацию о себе. Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры. Одновременно с этим своим качеством он — знак (символ), кодирующий половые, региональные, функциональные различия людей, т.е. особый способ передачи информации.

Может быть, кое-кто сочтет эту информацию важной только для специалистов — историков, этнографов. Мы не согласны с таким мнением. Конечно, когда наши далекие бабушки изготавливали себе одежду, они не надеялись, что ее изображение и тем более сама эта одежда почти целехонькая доживет до прапраправнучек и прапрапраправнучек. Следовательно, они вовсе не рассчитывали с ее помощью через столько поколений передать информацию о себе. Но так случилось, что внучки, живущие в компьютерном XXI веке, эту информацию получили и как бы вступили в диалог с культурой давно прошедших лет. Мы учимся прочтению и осмыслению этой информации и приглашаем всех полюбоваться несказанной красотой костюма, который ткали, шили, украшали и носили русские женщины, и может быть, одежда, которую мы выбираем для себя, станет более изысканной, неповторимой и красивой?

Одежда русских старожилов Сибири

Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьян-старожилов, поддерживающих достаток и чистоту. Особую роль играла "покупная" одежда, та, что в европейской России носилась только представителями зажиточных слоев населения.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-"портов", поверх которых надевали верхнюю одежду "по сезону". Рубахи были широкими, длиной до колен и подпоясанные поясом. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками-"схватцами". Позднее входят в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с "воздушными" петлями. В верхней части рубахи с изнанки для прочности подшивали ткань - "подоплеку", а под рукавами - "ластовицы".

Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение , но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи.

Мужские порты шились на гашнике, неширокие, из грубого белого полотна, "крашенины", полосатой пестроряди, а зимние - из сукна. Порты заправлялись в сапоги. По документам XVII века прослеживаются сапоги телятинные, кониные, бараньи, сафьяновые; коты телятинные, кониные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни.

  • Мне понравилась русские народные костюмы.

    Гость