Вологодское кружево

“Застывшие краски северной зимы” - всего одна фраза, но у каждого, услышавшего её, в воображении тут же возникают белоснежные кружевные узоры. Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде. Вовсе нет. Кириши, Елец, Вятка, многие малые и большие города России могут похвастаться своими кружевами. Многие из них имеют свою неповторимую особенность. Например - михайловское цветное кружево. В России оно не менее популярно, чем вологодское. Однако, как и 200 лет назад, едут купцы иностранные именно на Вологодчину. Едут за белоснежным чудом.

Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева. Да и не так уж важно чей корабль первым привёз в Россию первое драгоценное кружево. Именно “драгоценное”, в прямом смысле этого слова. Иноземное кружево было сплетено из золотых нитей, и предназначалось оно исключительно для особ, наделённых властью.

Но Россия - страна непредсказуемая. Если уж попалась в руки наших мастеров “Аглецкая механическая блоха” - быть ей подкованной. Не успела правящая элита блеснуть заграничными драгоценностями, как наши мастера тут же изготовили своё кружево: золотое - для тех, кто побогаче; серебряное - для модниц с меньшим достатком; железное - для тех кому благородные металлы не по карману. Прослышали о столичных новинках и в провинции. Благо “сарафанный” телефон на Руси появился ещё задолго до первых аппаратов Бэлла. Сотни мастеров и мастериц, во всех уголках страны, стали изобретать своё кружево. Вот тогда и вспомнили про льняную ниточку, а вспомнив - удивили весь мир белоснежным, лёгким как пух, русским кружевом.

В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Взрослая кружевница получала в год 20 рублей. По тем временам деньги вполне приличные. Достаточно вспомнить, что в конце 19 века килограмм масла стоил 50 копеек, а мясо - всего 14 копеек за килограмм. Впрочем, мало кто в ту пору плёл на продажу. Всё больше для себя или в подарок. Если же кружевная косынка доставалась девушке в наследство от матери или бабушки, то свою работу можно было и продать, получив за неё кованые серебреные серёжки, дюжину веретён, а может, ещё и пару хороших гребёнок.

Научиться плести кружево достаточно сложно, но ещё сложнее его изобрести. И прежде, чем сплетёт девушка первую в своей жизни кружевную косынку, другая мастерица должна приложить к этой работе свои руку и сердце. Художник по кружеву - работа незаметная и почти забытая. Мало кто знает, какими удивительными секретами владеют люди этой профессии.

Неспешно старушка плетёт у окна. Звезда загорелась - звезду ту вплела. Свернувшись клубком, задремал старый кот - на кружеве белом он тоже уснёт.... Наверняка многие из Вас в детстве слышали эту незатейливую сказку. Увы, это всего лишь красивая сказка. Как бы громко не кричал поутру петушок, как бы ярко не светило утреннее солнце, не быть им на кружевной скатерти, если до этого их не нарисовал художник по кружеву. Но прежде, чем мы узнаем самый главный секрет этой загадочной профессии, давайте вспомним , что же такое плетение.

При тканье используется всего две нити - основная и уточная, при вязании - одна, а при плетении - множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Плетея - именно так называлась на Руси мастерица - закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

Откуда же берутся эти кружевные программы ? Именно программы, так как простого рисунка для плетения кружева недостаточно. Художник создающий сколок должен быть ещё и инженером. Каждую ниточку, каждый узелок, каждую петельку необходимо очень точно рассчитать. Допущенная при разработке сколка ошибка мгновенно превратит изящную скатерть в простое нагромождение нитей. Сведёт на нет труд десятка людей.

В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Любой сколок мог превратить его владельца в достаточно богатого человека. Средства для приобретения нового кружевного рисунка собирали всей деревней, как говорится - в складчину. После чего шли в город, на ярмарку, и там отдавали все собранные деньги торговцу кружевами лишь за возможность перерисовать его сколок. Такие рисунки часто бывали неточными. Именно поэтому деревенские кружева чаще всего имеют неровный рисунок.

А что же мастера современные, не оскудела ли земля Вологодская талантами ? Спешим Вас успокоить. И мастера есть отличные, и ученики у них талантливые. Быть может в этой преемственности мастеров-художников и заключена самая главная тайна Вологодского кружева, самый большой его секрет. А ещё в том, что не стоит на месте чудесный этот промысел. И кто бы из гостей именитых не пожаловал на Вологодчину, любому наши кружева придутся по вкусу. Для знаменитой певицы Надежды Кадышевой, специально к юбилею Вологды, готовили наши мастера целый кружевной костюм.

Источник - www.vologda.ru/vologda/kruzhev2.htm