Плащи раннего Средневековья

Браги Хольмгардсгоди

Казалось бы, что может быть проще, чем плащ? Берешь кусок материи, накидываешь на плечи, и плащ готов! Однако, некоторое, пусть и весьма неполное изучение предмета показывает, что все далеко не так просто. Конечно, в целом плащ остается куском материи, накинутым на плечи, НО... Прослеживаются как хронологические, так и региональные различия в способе застегивания плаща, в способе его ношения и, наконец, в форме того самого куска материи.


Северная Европа.


Основными источниками для реконструкции/моделирования плащей Скандинавии эпохи викингов являются материалы археологических раскопок и исландские саги. Необходимо отметить, что сохранность текстиля в погребениях чаще всего оставляет желать лучшего, и, следовательно, полностью сохранившихся плащей практически нет. Однако, материалы погребений позволяют попытаться определить способ ношения плаща и использование столь важного предмета как фибула (слово латинское, а на русский переводится как “застежка“. Исландские же саги, напротив, довольно часто дают описания плащей и способа их застегивания, однако практически молчат о форме.


Свод цитат об одежде из корпуса саг, переведенных на русский язык, уже существует в материалах двора Черного Вепря, поэтому отсылаю к этой работе для более подробного ознакомления. Здесь же постараюсь подвести некоторые итоги по описаниям плащей в скандинавских сагах. В любом случае всегда необходимо учитвать, что саги записывались или писались чаще всего в более позднее время, чем происходили события о которых идет в них речь.


Покрой плаща мог быть различным - прямоугольный, полукруглый или трапециевидный. Размеры плаща зависели, безусловно от роста его владельца, хотя, судя по упоминанию в сагах о моде на более короткие одеяния, привнесенной в конце 11 века из западных стран, плащи скандинавов были более длинными.


Согласно сагам, плащи, как мужские, так и женские, обычно застегивались фибулой или завязывались ремешками. На приведенной иллюстрации реконструированного на материалах датских погребений и рисункам рукописи Кнута Великого (1031 г.) мужского костюма застежка плаща расположена посреди груди, однако плащ закрывает один бок. Это прекрасно согласуется с сообщением Ибн Фадлана о русах: ...но носит какой-либо муж из их числа кису (длинный плащ), которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее.


В то же время в сагах встречается упоминание о застегивании плаща у плеча. Необходимо отметить, что на древнерусских печатях X-1й пол. XI вв. застежка также размещена на плече, в то время как на более поздних (cо 2й пол. XI в.) плащ застегивается посредине груди. Возможно, подобный способ застегивания плаща заимствован с Востока (Русь-Византия).


Довольно часто встречаются упоминания мехового плаща или плаща, подбитого мехом. Вероятно, это было нормой для плащей, предназначенных для ношения в холодное время года. В принципе, зимой могли носить плащ из обычной шкуры (см. историю появления прозвища Харальда Эйрикссона - Харальд Серая Шкура - в Круге Земном). Кроме плащей, подбитых мехом, единожды упоминается “дождевой“ плащ: однако каким образом он изготовлялся и что из себя представлял - неизвестно.


Существовали также плащи с капюшоном, однако неясно, каким образом капюшон крепился к плащу - пришивался или привязывался и мог быть носим отдельно. Форма капюшона также не описывается в сагах, однако, существует определенное количество вариантов.


Наиболее часто упоминаются плащи из крашеной ткани, в том числе и двуцветные: не только двуслойные, где наружняя и изнаночная часть различаются цветами, но и полосатые плащи. Поскольку ширина ткани не превышала 40-50 см, плащ шился из нескольких полотнищ, которые вполне могли быть разноцветными. Цветовая гамма плащей довольно стандартна: синий, красный, травянисто-зеленый, коричневый. Все эти цвета могут быть получены в результате окраски растительными и минеральными красителями (о чем более подробно можно ознакомиться в Иннсбрукском манускрипте и статье о растительных красителях лесной полосы России).


Вероятно, край плаща мог быть украшен вышивкой или, для женских плащей, орнаментацией из бисера или самоцветов. Так или иначе, но целью и окраски одежды и ее орнаментации было создание парадного и более дорогого наряда.


Финно-угорский мир.


В отличие от Скандинавии для плащей финно-угорских племен главным источником являются материалы археологии. Исходя из этих данных, существовало два способа застегивания плаща: на одну и на две фибулы. Необходимо отметить, что оба способа застегивания прослеживаются также на материалах Восточной Швеции. Наиболее существенным различием было застегивание прямоугольного плаща не на груди или у плеча, но под рукой или в поясничной области.


В погребении Луустари 348 (Luustari, Западная Финляндия) были обнаружены остатки плаща, скрепленного большой подковообразной фибулой в тазовой области. Необходимо отметить, что характерный для угро-финнской и балтской культур украшение одежды металлическими спиральками или иными подобными украшениями распространяется и на этот плащ.


В погребении Залахтовье 186 (восточный берег Чудского озера), датируемом по комплексу находок XI веком, были найдены два слоя шерстяных тканей. Нижний слой был богато орнаментирован большим количеством мелких спиралек и, очевидно, относился к верхней парадной рубахе. Верхний слой, фрагментарно сохранившийся в нескольких местах, относился к накидке. Судя по расположению фрагментов, а также по месту находки массивной подковообразной фибулы, скреплявшей накидку на правом боку около таза (зафиксированы края накидки, сколотые фибулой), можно предположить, что она покрывала только левое плечо погребенного, а затем по диагонали спускалась вниз и застегивалась на боку под правой рукой, которая оставалась неприкрытой.


Таким образом, достаточно удаленные друг от друга памятники показывают довольно схожий способ ношения плаща. Необходимо отметить, что аналогии имеются и в памятниках Скандинавии эпохи викингов. Предполагается, что подобный способ ношения был удобен при верховой езде. В иной ситуации плащ могли носить и по-другому.


В нескольких погребениях из могильника Луустари обнаружены две фибулы: одна из них, массивная подковообразная, располагается в области таза, в то время как другая, меньшего размера, - у плеча. Единичное подобное сочетание встречено и в Залахтовье. С одной стороны, малая фибула могла скреплять верхнюю одежду, однако не исключен и скрепления плаща двумя фибулами. Подобный способ обеспечивает более плотное прилегание плаща к телу.


Попытка сравнения способов застегивания была предпринята на реконструированном плаще из Луустари 348, размерами 160*110 см. Оба способа были признаны практичными, поскольку обеспечивают свободу правой руке и, одновременно, обеспечивают некоторую защиту левой руке, в том случае, если не используется щит.

Византия.


Византийские плащи известны, в основном, по изобразительным источникам: фрескам и мозаикам. В то же время существуют описания придворной одежды в труде Константина Багрянородного De ceremonia. Сложность использования изобразительных источников (возможное существование канона, изображение знатных персон), к сожалению, не позволяет восстановить полноценную картину использования плащей в Византии.

Византийский плащ, или палудаментум, застегивался фибулой на правом плече. Форма плаща могла быть полукруглой или трапециевидной. Традиционно этот вид плаща орнаментировался таблионами - вышитыми (нередко золотом) квадратами, расположенными по боковым сторонам плаща.

Иной вариант формы плаща именовался пенула и представлял собой круглый плащ с отверстием для шеи. Пенула нередко снабжалась капюшоном. Подобные плащи орнаментировались иначе. Основной деталью орнаментации был клавий - златотканая тесьма, которая располагалась по нижней кромке плаща.


Застежки и способы ношения.


Выше уже упоминались различные способы застегивания и ношения плащей. Подводя итоги, необходимо отметить, что даже внутри одной культуры могли практиковаться различные способы ношения плаща: с застежкой на левой или правой стороне, с застежкой на уровне бедра или пояса, с двумя застежками или же плащи на шнурках.


В то же время различные формы найденных при археологических раскопках фибул позволяют сделать предположение, что именно форма используемой фибулы определяла способ ношения плаща. В частности, фибулы с длинной иглой, традиционные для мужских погребений, подразумевают исключительно застегивание плаща у плеча: иначе есть существенный риск уколоться о собственную фибулу. Кроме того, значительное их количество изогнуто и, вероятно, не только из-за использования, но и по причине удобства ношения. Известны два варианта фибул с длинной иглой: фибула 1 найдена в Киеве, фибула 2 - в Дублине. Ареал распространения фибул-булавок весьма велик, однако основные находки происходят с территории регионов, подверженных скандинавскому влиянию.


Предполагаемый способ застегивания этих фибул мог различаться. Ткань плаща, скрепленная фибулой 1, могла быть “зажата“ в ее кольце, в то время как подобный способ совершенно неприемлем для фибулы 2. Фибула 2, скорее всего, снабжалась кожаным шнурком или толстой нитью, которая была прикреплена к кольцу и, вероятно, обматывалась вокруг иглы для скрепления ткани. Этот способ мог использоваться и с фибулой 1.


Круглая или подковообразная фибула, как более безопасная, применялась в большем числе вариантов: она могла скреплять плащ как на плече, так и у горла или посредине груди, и, кроме того, в поясничной области. Необходимо отметить, что плащевые фибулы обычно более массивны, чем те, которые использовались для застегивания другой одежды.