Это окончание статьи, начало смотрите в предыдущих статьях данного раздела.

(11). Некоторые условности в афрасиабских росписях

Одной из них можно считать желание художника объединить персонажи в группы с количеством, кратным 5 (на западной стене - 5 китайских послов в ряд, за ними - 5 иноземных послов правее согдийца-переводчика - фигуры 20; 5 сидящих на ковре тюркских чиновников в сохранившемся нижнем ряду правой группы; на северной стене - 5 охотящихся китайцев. 10 хотанских дам в лодке; на южной стене в чаганианском посольстве - 5 женщин впереди и 5 мужчин позади).

Еще одна условность, которая остается во многих случаях загадочной: окраска лиц персонажей одного этноса то в красноватый, то в белый цвет. Определенная закономерность здесь выявлена лишь в тех случаях, когда 3 персонажа изображены в ряд друг за другом: красное лицо всегда имеет средний из них (на западной стене: чаганианские послы, фигуры 2-4; идущие вверх “лестницей” тюрки 15-17; изображенные внизу китайцы 9-11). Вместе с тем, все хотанские женщины имеют белые лица, а все послы Чача - красноватые. Можно думать, что чередование цвета лиц персонажей использовались художником чаще из весьма сложных соображений о симметрии и композиции.

Третья условность связана с преобладающим цветом одежды находящихся рядом парных персонажей на западной стене. Так, при сочетании “красный-белый” одетый в красное одеяние мужчина всегда изображается левее (пары фигур 18-19, 26-27, 28-29, 39-40, 42 и выше него).

В целом в костюме наиболее представительного посольства - чаганианского и встречающих его на платформе согдийцев практически у каждого персонажа в одежде используется сочетание трех цветов - белого, красного и синего (голубого). Думаю, что это не случайно. Еще недавно у некоторых групп потомков древних жителей Согда и Тохаристана - таджиков одежда для повседневного ношения в обязательном порядке должна была включать эти три цвета (Рассудова, 1970, с. 19). В контактной таджикско-узбекской зоне у шаманов зафиксированы наборы из трех платьев тех же трех цветов (Басилов, 1982, с. 173, 174). Вероятно, не случайно эти же три цвета господствовали в живописи ряда кушанских городов Бактрии (срав.: Воробьева, 1995, с. 47). У индо-арийских по языку дардов Гиндукуша существовало представление о трех растущих в центре мироздания священных деревьях - красном, белом и синем (Йеттмар, 1986, с. 217). В индийской традиции три основные варны также часто ассоциировались именно с указанными тремя цветами (черный иногда адекватен синему) (см., например: Иванов, 1980, с. 166-167).

Что касается драгоценных и полудрагоценных камней, то на золотых изделиях (колье, пояса, браслеты, серьги) изображены вставки минералов синего цвета или белого (прозрачные ?). Очень крупные размеры некоторых камней не позволяют видеть в них самые ценные породы (сапфир и жемчуг). В таких случаях речь, видимо, идет о более дешевых (находимых у границ Согда) лазурите и горном хрустале. Именно их, судя по китайским источникам, вывозили из Согда и Чача (Шефер, 1981, с. 300, 305).

Итак, костюм персонажей афрасиабских росписей при ближайшем рассмотрении преподнес нам немало сюрпризов. В будущем (после полной публикации сопровождающих их согдийских надписей и уточнения многих важных, но плохо сохранившихся деталей) объем информации по данной теме может заметно возрасти.

12. 06.1997

Москва

Смотрите далее - литература к статье.