С.А. Яценко

Москва

Несколько изображений скифов в греческом и персидском искусстве

// Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. № 2. М., 2012.

Иллюстрации смотрите в конце страницы.

Сегодня костюм, вооружение и другие детали «этнографического» облика кочевых скифов конца «архаического» периода их истории (последняя треть VI в. до н.э.) и «классического» периода (V–IV вв. до н.э.) уже хорошо изучены. Это позволяет идентифицировать как скифские серию изображений, найденных вне территории «Великой Скифии». Их известно немного, но нас, несомненно, ждут новые открытия. В частности, нами уже рассматривались три подобных изображения. Самое раннее из них – фигура скифа-данника («saka paradraya / заморского кочевника») – № 24 [Walser, 1966, Abb. 1] на рельефе гробницы Дария I начала его правления в Накш-и Рустаме [Яценко, 2011а, с. 111, прим. 26], практически идентичная по облику представителю сырдарьинских saka tigraxauda – № 15 (рис. 1). Второе – враги в костюме «классических» скифов на широко известной персидской цилиндрической печати с символической сценой сражения персов с кочевниками (обе стороны представлены парой персонажей), приобретенной парижской Национальной Библиотекой в 1857 г. из коллекции Paolin. Она стилистически датируется началом правления Ксеркса и отражает столкновения со скифами во Фракии [Яценко, 2011а, с. 112, прим. 28] (рис. 2). Эта сцена относится к самым ранним образцам персидских композиций такого рода на личных печатях (4 других типа, датирующихся между 485 и 460 гг. до н.э., представляют подавление мятежных среднеазиатских подданных – saka tigraxauda и saka haumavarga) [Яценко 2011б]. Третий сюжет – этнографически достоверная скифская женщина-воительница в роли амазонки на экспонируемом в Музее Чарторыйских в Кракове афинском алебастре типа Crakow 500–480 гг. до н.э. [Яценко, 2006, с. 60-61; ср. Beazley, 1928]. Остановимся на ещё нескольких подобных изображениях.

В 1863 г. в знаменитом некрополе Керамик в Афинах были найдены две сходные статуи IV в. до н.э., изображающие опустившегося на колено мужчину-варвара, вынимающего правой рукой стрелу из колчана (NM 823–824). Головы фигур не сохранились. Можно предположить, что изначально статуи были раскрашены [Scholl, 2000, S. 79–112, Abb. 11–19] (рис. 3). Они составляли часть некоей симметричной композиции, находясь, видимо, по её краям (один персонаж припал на левое колено, другой - на правое). Сохранность статуй разная - у варвара, опустившегося на правое колено, отбиты руки и левая нога. У этого персонажа, наряду с узким поясом, передан даже орнамент краёв кафтана в виде «бегущей спирали» (лозы с отростками). Такой декор известен на кайме мужских кафтанов-sisirna в Куль-Обе и Частых курганах [Яценко, 2010, рис. 27, 28 а, 32], но не документирован для персидских коротких, редко носившихся, распашных одежд gaunaka [Там же, рис. 1, 29 - 32; 3, 8]. Sisirna, судя по серии опубликованных А. Шоллем качественных фотографий в основных ракурсах, имеет неглубокий запах налево; он сшит не из овечьей шкуры, а из ткани, образующей много мелких складок, детально переданных скульптором; полы держатся поясом. Рубаха под ним, как было обычно у скифов, отсутствует. Штаны средней ширины также образуют мелкие складки и носятся поверх полусапожек-скификов [см.: Scholl, 2000, Abb. 17].

Позже, в 1908 г., неподалеку был найден торс другой статуи мужчины, сохранившейся от шеи до таза (голова также отбита) [Scholl, 2000, Abb. 1–4, 6–7]. Мужчина одет в греческий хитон, поверх которого накинут на плечи, видимо, халат типа персидского kandys с широким отложным воротом и поверх него - полуовальным капюшоном. Элементы персидской парадной одежды весьма широко использовались в Греции (см., например [Miller, 1995, p. 39–44]). А. Шолль объединяет эту скульптуру с названными выше статуями в единый роскошный надгробный комплекс некоего дипломата времени завоевания Персии Александром Македонским [Scholl, 2000, S. 111–112; Abb. 27]. Независимо от справедливости такой трактовки, перед нами ещё один источник, достоверно характеризующий скифский костюм.

Большой интерес для изучения скифской культуры могут иметь несколько изображений с достаточно популярной в имперском искусстве Ахеменидов тематикой сражения персов с кочевниками (в таких сценах может присутствовать сам «царь царей»).

На хранящейся ныне в Мюнхене деревянной раскрашенной панели из гробницы V в. до н.э. в Татарлы (древняя Фригия), запечатлевшей сцену сражения, изображение в целом сохранилось (см. цветную реконструкцию И. Динкель: Tatarli 2010; Яценко, 2010, цвет. рис. 4а). Концы панели повреждены, и по одному пешему персонажу из каждой армии не сохранилось (то есть их осталось по 11 вместо первоначальных 12). В группе изображенных справа от персов сохранилось одиннадцать кочевых врагов (шесть из которых, размещенных в центре - конные и пять, по краям, - пешие; шесть всадников видим и в центре персидского отряда) (рис. 4). Фигуры коней в центре раскрашены краской рыжего, красного и белого цветов. «Царь царей» или полководец, облаченный в роскошную придворную красную мидийско-эламскую одежду (пелерину и юбку), в символическом личном поединке убивает двух противников. В красное раскрашены также большая часть головных уборов врагов, короткие кафтаны или (по преимуществу) только особо декорированные рукава этих кафтанов, пояс и лезвие крепящейся к нему секиры, обувь. Остальные головные уборы имеют серо-зелёный цвет. Обувь, наряду с красной - белая или чёрная. Костюм кочевых врагов передан очень детально: это башлыки с довольно высоким и заострённым верхом, узким, длинным назатыльником и довольно широкими лентами, завязанными под подбородком; очень короткие застёгнутые кафтаны с чуть скошенными нижними краями полок и рукавами из другой ткани; штаны с однотипным орнаментом, состоящим из горизонтальных полосок зигзага, заправленные в туфли. Всё это до мельчайших деталей имеет точные аналогии в одной-единственной группе изображений последней четверти VI в. до н.э. в афинской вазописи, на которых представлены скифские наемники - явно последние носители «архаической» скифской культуры, появившиеся в эпоху правления тиранов (см., прежде всего: [Яценко, 2010, рис. 23, 3, 13, 21–22, 32, 39]). Кажется вероятной принадлежность гробницы одному из участников похода сатрапа Ариарамна на северокавказских скифов / saka paradraya царя Скифарба между 519 и 514 гг. до н.э. [Яценко, 2011а, с. 111].

Еще одну интересную подобную сцену видим на хранящейся в японском Музее Михо (г. Сигарки) роскошной ахеменидской золотой пекторали IV в. до н.э., украшенной вставками бирюзы и цветной эмали [Miho Museum, 1997, photo on p. 89] (рис. 5). Здесь на центральной квадратной детали два всадника-перса сражаются с пешим мужчиной, позади которого стоят два пеших копейщика, а за ними - убегающий конный противник, поднявший левую руку с луком. У врагов - длинные волосы, спускающиеся на плечи (преданные вставками светлой бирюзы), короткие кафтаны с длинными рукавами, довольно широкие штаны, ткань которых декорирована вертикальными рядами квадратных жёлтых вставок, и полусапожки (?), показанные вставками бирюзы. Все это соответствует тому облику скифов «классического» периода, который столь детально передан на греко-скифской торевтике.

В двух последних сценах сражений отражены, на наш взгляд, враждебные отношения, сложившиеся между монархией Ахеменидов и разными скифскими группировками, эпизоды отражения неизвестных нам в деталях набегов скифов на персидские владения во Фракии и Армении. Эти полихромные изображения весьма точно воспроизводят скифский костюм и предметы воинской экипировки и представляют собой ценный исторический источник.

Литература

Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М., 2006.

Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). 2-е изд. (электронное). М., 2010. Глава 1 – www.narodko.ru/article/yatsenko/eurazia/glava1/ .

Яценко С.А. Северное Причерноморье и Ахемениды: некоторые аспекты взаимоотношений // Боспорский феномен. Население, языки, контакты: Материалы международной конференции. СПб., 2011а.

Яценко С.А. Враги из Средней Азии в искусстве империи Ахеменидов // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 3. Алматы, 2011б.

Beazley J.D. Greek Vases in Poland. Oxford, 1928.

Collon D. First Impressions: Cylinder Seals in the Ancient Near East. London, 1987.

Miho Museum. South Wing. Shigaraki, 1997.

Miller M.C. Persians: The Oriental Other // Representations of the Other in Athenian Art c. 510–400 B.C. (Ed. By E. Davies) (Source. Notes in the History of Art. Vol. 15 / 1). New York, 1995.

Scholl A. Der «Perser' und die 'Scythischen bogenschützen' aus dem Keramikos // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Institut. Band 115. Berlin, 2000.

Tatarl . Renklerin d n / The return of colours (Ed. by L. Summerer, A. von Kielin). Istanbul, 2010.

Walser G. Die Völkerschaften auf den Reliefs von Persepolis. Historische Studien uber den sogennamen Tributzug an der Apadanatreppe. Berlin, 1966.

Иллюстрации:

Рис. 1. Изображение северокавказского скифа / saka paradraya (№ 24) и saka tigraxauda (№ 15) на гробнице Дария I (около 515 г. до н.э.).

Рис. 2. Оттиск цилиндрической печати, изображающей сражение со скифами. Национальная Библиотека, Париж (80-70-е гг. V в. до н.э.).

Рис. 3. Статуя коленопреклоненного варвара. Афины, некрополь Керамик, 1863 г. (IV в. до н.э.).

Рис. 4. Враги персов на деревянной расписной панели из гробницы в Татарлы (Фригия). Фрагмент (V в. до н.э.).

Рис. 5. Сражение со скифами. Центральная часть золотой пекторали из Музея Михо, г. Сигараки (IV в. до н.э.).

S.A. Yatsenko

Some Images of Scythians in Greek and Persian Art

There are some very interesting and authentic images of European Scythians still not analyzed by specialists. The ethnic identification based on costume details. First of them are two pair statues of the 4th c. BC founded in 1863 in Kerameikos necropolis, Athens (fig. 3). 10 personages were placed in the wood painted panel from Tatarly tomb (ancient Phrygia) (fig. 4). They represented the images of “Archaic” Scythians / Saka Paradraya of the late 6th c. BC and reflected Ariaramnes satrap’ attack of North Caucasian Scythians before 515 BC. The images of Scythians on the gold pectoral from Miho Museum (Shigaraki), the 4th c. BC (fig. 5), represented, probably, the local raid to Armenia.

Иллюстрации к статье

Рис. 1. Изображение северокавказского скифа / saka paradraya (№ 24) и saka tigraxauda (№ 15) на гробнице Дария I (около 515 г. до н.э.).

Рис. 2. Оттиск цилиндрической печати, изображающей сражение со скифами. Национальная Библиотека, Париж (80-70-е гг. V в. до н.э.).

Рис. 3. Статуя коленопреклоненного варвара. Афины, некрополь Керамик, 1863 г. (IV в. до н.э.).

Рис. 4. Враги персов на деревянной расписной панели из гробницы в Татарлы (Фригия). Фрагмент (V в. до н.э.).

Рис. 5. Сражение со скифами. Центральная часть золотой пекторали из Музея Михо, г. Сигараки (IV в. до н.э.).