Текстильные находки с Селитренного и Водянского городищ

(раскопки Поволжской экспедиции 1974 и 1981 гг.)
О.В. Орфинская

В 1998 году в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачева под руководством Валерия Платоновича Голикова была выполнена работа для Германа Алексеевича Федорова-Давыдова по исследованию текстиля с Селитренного и Водянского городищ.

Для исследования был переданы почвенно-текстильные конгломераты, при разборе которых удалось выделить фрагменты текстиля, список которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

Селитренное городище, Находка 1981 года.

Водянское городище

Находки 1974 года

Раскоп I, помещение 2, погребение 1

Раскоп I, помещение 2, погребение 6

1. Ткань, в которой была  завернута монета

1.Ткань тонкая полотняного переплетения с бахромой

1. Ткань тонкая полотняного переплетения с бахромой

2. Камка и

2. Ткань репсовая

3. Плетеная цепочка

4. Тафта

5. Остатки вышивки

6. Тесьма

Методы исследования

- Для определения структуры тканей и плетеных изделий применялась микроскопия в неполяризованном свете (МБС-10), увеличение от 10 до 40х.

- Для определения природы текстильных волокон применялись методы оптической микроскопии в проходящем и отраженном поляризованном свете (ПОЛАМ-Р-212) при увеличениях 100-400х. Для проведения микроскопии были приготовлены постоянные иммерсионные препараты в пихтовом бальзаме.

- Исследование текстильных красителей проводили методами тонкослойной хроматографии, и спектрофотометрии и микрохимии (Голиков, 2009. С. 274).

В описании текстиля использовались следующие термины:

Тафта – шелковая ткань полотняного переплетения. Камка – шелковая ткань, где узор строится за счет сочетания двух типов переплетений. Репс – ткань полотняного переплетения, где нити основы и утка имеют различную толщину и плотность (Иерусалимская, 2005. С. 43, 20, 37).

В размерах фрагментов на первом месте стоит размер в направлении нитей основы, на втором – в направлении нитей утка. В показателе плотности на первом месте стоит число нитей основы, на втором месте – число нитей утка на 1 см. Буквы Z и S обозначают направление крутки нити, S2Z - нить, скрученная в S направление из двух нитей, каждая из которых имеет Z крутку.

Результаты исследования

Селитренное городище

Фрагмент ткани, в которой была завернута монета (рис. 1)


Размер фрагмента 2х1.5 см. Из-за контакта с монетой ткань приобрела серовато-зеленый цвет. Ткань хлопковая полотняного переплетения. Нити основы и утка имеют Z-крутку толщиной 0.30 — 0.50 мм. Плотность ткани 16/16 н/см.

Водянское городище

Погребение 1.

1.Ткань тонкая полотняного переплетения с декоративной полосой и бахромой.

Ткань представлена во фрагментах: самый большой 12х15 см, а самый маленький 0.5х2 см. Всего было выделено 100 фрагментов с общей площадью около 1 м 2.

(рис. 2)

Сохранились фрагменты начала или конца ткацкого куска с декоративной полосой и бахромой, а также фрагменты с боковой кромкой ткани (рис. 2).

В основной части ткань имеет полотняное переплетение (1:1). Нити основы и утка шелковые, толщиной от 0.15 до 0.30 мм с очень слабой Z круткой. Средняя плотность в центральной части 18/20 н/см.

В декоративной полосе нити основы сгруппированы по парам, а две крайние нити объединяют по 10 нитей основы вместе. Декор состоит из 17 рядов золотных нитей утка, расположенных между двух полос. Каждая полоса состоит из 3 рядов нитей коричневого цвета, затем 3 рядов золотных нитей и опять 3 ряда коричневых.

Уток коричневый – шелковый, без крутки толщиной 0.35-0.55 мм.

Золотные нити пряденые: полоска белого металла шириной 0.3-0.4 мм и толщиной 0.02 мм навита на шелковый сердечник в S направлении. Диаметр нити 0.60 – 0.65 мм. Металл в настоящий момент почти полностью разрушен.

Сохранились фрагменты с кромкой. Нити основы в кромке имеют коричневый цвет. Окраска нитей производилась в форме сырья танинными красителями по железной протраве. Аналогично окрашены и нити коричневого утка. В кромке нити утка поворачивают у края ткани попарно, это свидетельствует о том, что ткачество осуществлялось двумя утками: с одной стороны пробрасывался один уток и при смене зева проброс утка осуществлялся с этой же стороны вторым утком. Проброс нитей таким образом проходил по схеме: 1, 2, 1, 2 и т.д.

Данное изделие можно определить как шаль или покрывало.

2. Камка

(рис. 3)

Всего выявлено 74 небольших (средний размер 2х2 см) фрагмента. В этой группе зафиксированы фрагменты со швами или их следами (рис. 3).

Рисунок на ткани сформирован за счет сочетания основной (3:1) и уточной (1:3) саржи. Нити основы и утка шелковые без крутки, толщиной 0.15-0.25 мм. Плотность ткани 30/30 н/см.

3. Плетеная цепочка

Фрагменты плетеной цепочки были пришиты на камку, следовательно, цепочка является декором некого изделия из камчатой ткани.

Всего было обнаружено 434 цветочка, и общая длина цепочки составляла не менее 2.6 метров.

(рис. 4)

Плетеная цепочка состоит из чередующихся цветов из красной и золотной нитей с зелеными серединками (рис. 4). Для изготовления этого изделия сначала были сплетены две цепи из красной и золотной нити. Цветы имели диаметр около 0.5 см и были расположенными друг от друга на расстоянии от 1 до 1.5 см. Затем готовые одноцветные цепи соединили в единое изделие при помощи зеленой нити, которая проходя по нижней стороне цепочки, связывала их через серединки цветков.

Соединение камки с цепочкой и наличие линялого следа от цветной нити, идущей волнообразно относительно подшитого края ткани, дают основание предположить, что цепочка являлась украшением края одежды из камки.

Красные нити шелковые с S2Z круткой толщиной 0.60-0.65 мм. Окраска осуществлялась в форме нити красителями Марены (Rubia tinctorum) по алюминиевой протраве.

Зеленые нити шелковые с Z круткой толщиной 0.70-0.80 мм. Окраска индиго в форме нити.

Золотные нити пряденые: металлическая полоска была навита на шелковый сердечник. Диаметр нити 0.35-0.40 мм. Металл полностью разрушен. Выявлены окислы серебра. Сердечник не был окрашен.

4.Тафта

(рис.5)

Выявлено 45 мелких фрагментов. Пять фрагментов являются остатками сшитого жгута шириной 5 мм. Шесть фрагментов имеют подогнутый край, подшитый белой нитью. На одном фрагменте фиксируется участок с более толстыми нитями утка и с разреженной плотностью, вероятно, этот участок можно отнести к тканому декору (рис.5).

Нити основы и утка без крутки толщиной от 0.15 до 0.20 мм. Плотность ткани 42/42 н/см. Один фрагмент имеет простую кромку. На ткани фиксируются ткацкие ошибки.

Фрагменты тафты, вероятно, также являются частями одежды, которая была украшена вышивкой выполненной коричневой нитью.

5. Вышивка

На 4 фрагментах тафты зафиксированы остатки шелковых нитей коричневого цвета от вышивки. Нити S2Z толщиной 0.56-0.72 мм. Нити были предварительно обработаны железной протравой, а затем окрашены с помощью танинных красителей в коричневый цвет.

Узор вышивки не восстанавливается.

4. Тесьма темно-коричневого цвета.

Обнаружен всего один небольшой фрагмент тесьмы шириной 0.5 см и длиной 1.8 см.

(рис. 6)

Тесьма выполнена на 20 дощечках с двумя дырочками (рис. 6). По кромкам проходят полосы из толстых нитей, введенные в тесьму по принципу стежка назад иглой. Нити основы шелковые без крутки толщиной 0,12-0.14 мм. Нити утка шелковые без крутки толщиной 0.62-0.72 мм. Дощечки поворачиваются на 360 градусов. В каждом ряду в центральной части и одной кромке поворот дощечек осуществляется в одну сторону, а в следующем ряду нити возвращаются в первоначальное положение. Во второй кромке нити работают в зеркальном направлении. Определить к какому изделию относилась тесьма нне представляется возможным.

На фрагментах камки и тафты сохранились сшивные нити белого и коричневого цветов. В основном зафиксирована белая нить. Она очень тонкая (0.06-0.12 мм), изготовлена из не текстильного волокна, а из стебля или листьев неопределенного растения. Количество фрагментов с коричневой нитью невелико, нить сохранилась очень плохо. Толщина коричневой нити около 0.30-0.40 мм.

Погребение 6

1.Тонкая ткань полотняного переплетения с вышивкой и бахромой

Выявлено 3 фрагмента, общая площадь которых не превышает 50 см2.

Толщина нитей от 0.08 до 0.12 мм, слабая S-крутка Средняя плотность 40/40 н/см.

(рис. 7)

На одном из фрагментов сохранились небольшие участки с вышивкой, обведенной по контуру зеленой шелковой нитью. Вышивка выполнена металлической нитью в прикреп, где металл идет в лом (рис. 7). Система шва зеленой нити не определяется.

Металлическая нить – волоченка из белого металла диаметром 0.32 – 0.45 мм.

Нить прикрепа шелковая с S2Z круткой толщиной 0.15-0.30 мм.

Зеленая нить без крутки толщиной 0.18-0.20 мм.

Данная ткань, вероятно, являлась шалью или покрывалом.

2. Ткань репсовая.

Выявлено два небольших фрагмента ткани, на которых четко просматриваются пятна синего цвета. Ткань не имеет кромок и поэтому определение нитей основы и утка вызвало затруднения. Для описания применяются понятия первой и второй систем нитей. Все нити шелковые без крутки. Нити первой системы толщиной 0.12-0.20 мм, нити второй системы толщиной 0.20-0.36 мм. Плотность 60 нитей одной системы и 20 нитей второй системы на 1 см2.

В синих пятнах было обнаружено индиго и связующее, что указывает на то, что это не случайные пятна, а части набивного рисунка.

Заключение

В результате проделанной работы стало возможным ввести в научный оборот новый текстильный материал из двух золотоордынских городов.

Анализ результатов исследования позволяет сделать ряд выводов.

- В двух погребениях встречены очень близкие изделия с декорированными краями и бахромой. Вероятно, это шали или покрывала. В погребение легкие шелковые ткани могли выполнять роль савана.

- В шали из погребения 1 использовались золотные нити с металлической полоской, навитой на шелковый сердечник. Такие нити не характерны для восточных регионов. Качественная окраска и высокий уровень ткачества позволяет отнести производство данного изделия в район Средиземного моря. Однако, при покупке золотных и шелковых нитей, такое изделие могло быть соткано и в другом центре с развитыми текстильными традициями. Интересной особенностью является кромка ткани, демонстрирующая не обычную схему пробросов нити утка. Возможно, в процессе накопления информации, именно эта особенность позволит определить более точное место производства данной ткани.

- В погребении 1 шаль была декорирована непосредственно в процессе ткачества, а в погребении 6 декор был выполнен уже на снятом со станка изделии. Вероятно, для определенного места и времени было предпочтительно, чтобы шаль была оформлена именно золотными нитями.

- Выявлено два уровня технологии крашения шелка: в форме сырья и в форме нити. Окраска шелка в форме сырья применялась во всех развитых шелкоткацких центрах, и гарантировала высокое качество окраски. Нити, участвующие в плетение цепочки, и в вышивке, были окрашены в форме нити. Это позволяет высказать предположение, что крашивание происходило в рамках хозяйства, которое не специализируется в области полихромного шелкоткачества. Возможно, эти нити были закуплены и окрашены на месте.

- Использование не классических текстильных нитей для пошива одежды свидетельствует о том, что эти изделия не являются продуктом центров с высоким технологическим уровнем пошива. Конечно, можно предположить, что нити из частей растений могли использоваться для пошива погребальной одежды. Однако, качественная обработка мелких деталей, не позволяет безоговорочно принять эту версию. Также использование коричневой нити на небольших участках одновременно с белой нитью может отражать наличие мелкого ремонта.

- В погребение 1 выявлено, кроме шали, шитые одежды из тонких тканей с многочисленными мелкими деталями. Форму этих одежд определить не представляется возможным.

- Одежды из погребения 1 были декорированы: тесьмой и вышивкой. Одежда из камки, возможно верхняя, была оформлена узкой цепочкой из красных и серебряных цветов с зелеными серединками, а одежда из тафты, более простой ткани, вероятно, нижняя, имеет и менее богатый по цвету декор.

- Ткани тафта и камка выработаны из шелковых нитей без крутки, что является показателем китайских традиций в шелкоткачестве. Следовательно, ткань могла быть выработана в Дальневосточном регионе и в том числе в Китае. Однако нельзя исключить и среднеазиатский регион.

- В погребение 6, нити шали имеют S крутку, что позволяет отнести ткань полотняного переплетения к региону, тяготеющему к западу, к Средиземному морю.

- Хлопковую ткань с Селитренного городища Вероятней всего являлась импортом из Средней Азии.

- Шелковая ткань с набивным рисунком могла поступить из Средней Азии. Однако, набивной рисунок мог быть выполнен непосредственно в Поволжье. Находки шерстяных тканей с набойкой и отдельные штампы, дотированные ранее XIII века, были известны на территории Руси (Якунина, 1940. С.147-158.; Аристов, 1866. С. 135).

- Тесьма тканая на дощечках с двумя дырочками является результатом простой технологии, но выполнена шелковыми нитями. Введение толстых нитей между дощечками является индивидуальной особенностью этой тесьмы.

- Наличие шелковых нитей в тесьме, цепочке и вышивке может отражать возможность населения покупать шелковые нити, которые, вероятно, являлись товаром.

Литература

Аристов, 1866 – Аристов Н.Я. Промышленность Древней Руси. СПб.,1866

Голиков, 2009 – В.П. Голиков, О.Б. Лантратова. Методы материалов из погребений некрополя Вознесенского монастыря // Некрополь русских княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Материалы исследований в 4-х томах. Т. 1. История усыпальницы и методика исследования захоронений. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ, 2009.

Иерусалимская, 2005 – А.А. Иерусалимская. Словарь текстильных терминов. СПб.: ГЭ. 2005

Якунина, 1940 – Якунина Л.И. О трех курганных тканях// Труды ГИМ. Вып. 11. М., 1940

Подписи к рисункам

Рис. 1. Ткань, в которую была завернута монета

А – Общий вид ткани; Б – микрофотография волокон хлопка; В – схема текстильных переплетений ткани.

Рис. 2. Схема текстильных переплетений ткани с декоративной полосой и бахромой

О1 – нити основы в кромке; О2 – нити в основной части ткани; У1 – нити утка в основной части ткани; У2 и У3 – нити утка в декоративной полосе, У2 – коричневые нити; У3 – золотные нити

Рис. 3. Прорисовка фрагментов тканей

1-3 – фрагменты изделий из тафты

4-8 – фрагменты изделий из камки

а – подгиб; б – швы; в – проколы от иглы; г – след зеленой нити; д – кромка ткани

Рис. 4. Плетеная цепочка

А – общий вид цепочки; Б – продольный разрез цепочки; В – система крепления зеленой нитью двух отдельных цепей; Г – схема плетения отдельного цветка; Д – Составные части цепи: 1 – цепь из золотной нити; 2 – зеленая нить; 3 – цепь из красных нитей.

Рис. 5. Схема текстильных переплетений на участке с разреженной плотностью и толстыми нитями утка. О – нити основы; У – нити утка; У толстый – толстые нити утка.

Рис. 6. Схема переплетений тесьмы на дощечках с 2 дырочками.

Заправка: 4 дощечки, толстая нить, работающая по принципу назад иглой, 12 дощечек, толстая нить, 4 дощечки.

Рис. 7. Схема вышивки волоченкой. А – лицевая сторона вышивки; Б – изнаночная сторона. а – волоченка; б – шелковая нить прикрепа