admin

Ткани на Г

Габа
очень плотное сукно, главным образом белого цвета, применявшееся для верхней одежды. Одной из разновидностей габы считают шерстяную или хлопчатобумажную ткань габардин, которая из-за своей плотности, а впоследствии и особой пропитки служила для изготовления непромокаемой одежды. Считают, что все разновидности габы стали известны в Европе через Испанию, которая заимствовала технику изготовления такой ткани и применения изделий из нее у арабов. В XIX веке в европейских странах было популярно пальто габан, название и покрой которого – испанского происхождения. Еще в XVIII веке габа ввозилась в Европу с Востока. Вполне вероятно, что габа – то же, что и аба – плотное белое сукно или плащ без рукавов из него. Такое толкование приводит В.Н.Углов (Объяснительный словарь иностьранных слов, употребляемых в русском языке. Спб., 1859. С. 3). Название «аба» получило более широкое распростроанение и встречается в словарных изданиях гораздо чаще, нежели габа. Технологии производства габы и абы настолько совпадают, что это позволило автору высказать предположение о наличии двух названий для одной и той же ткани. Но в России XIX века абой называли рыхлое редкое сукно. До наших дней дожило пальто габардин.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 63.

Габардин
(франц. gabardine), шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи (см. Переплетение нитей) на лицевой поверхности габардина образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Источник: Большая советская энциклопедия

Газ
ткань из шелка или тонко скрученного хлопка (толщина нити не ниже 120-го номера пряжи). Особенность газового переплетения заключается в том, что при пересечении нитей утка и основы они не уплотняются специальными приспособлениями и между ними остается некоторое пространство. В классическом газовом переплетении две нити основы переплетаются с одной нитью утка. Ткани такой выработки получались особенно легкими, полупрозрачными. Газ вырабатывался узорным, гладким и даже не только полотняного, но и диагонального переплетения, при котором точки соприкосновения нитей утка и основы давали ощущение косых полос на поверхности тканей. Выделение сортов газовых тканей связано с особенностями обработки исходного сырья. Газ-марабу ткали из шелка-сырца, но нити предварительно скручивались. Поэтому марабу – газовая ткань золотистого цвета и более жесткая, чем другие газовые ткани. Газ-рис, напротив, ткался из сырцовых же, но не скрученных нитей, поэтому отличался особой мягкостью. Газ-иллюзион ткался из настолько тонкой пряжи, что был практически прозрачен. После появления особой вращающейся машины для производства кружевного и тюлевого полотна механизировался и процесс ткачества газовых тканей. Это значительно увеличило количество тканей и разнообразило их сорта. В периодических изданиях середины XIX века стали упоминать газ-кристалл. Для его производства использовались разноцветные нити утка и основы – такая ткань отличалась радужным блеском, переливчатостью драгоценного камня. Появление газа-кристалла четко датируется 1852 годом.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 64-66.

Гидратцеллюлоза
одна из структурных модификаций целлюлозы. Получают осаждением природной целлюлозы из растворов, омылением эфиров целлюлозы и т.д. Отличаются от природной целлюлозы большей гигроскопичностью и повышенной реакционной способностью, лучшей накрашиваемостью. Производство гидратцеллюлозного (вискозного) волокна и гидратцеллюлозной пленки (целлофан) осуществляется в широком промышленном масштабе.

Глазет
разновидность парчи – плотная ткань разнообразного переплетения с шелковой, позднее хлопчатобумажной или шерстяной основой и металлическим утком. Глазет ткали гладким и узорчатым, расшивали цветными шелками и т.д. В XVIII в. глазет широко использовался для мужских и женских парадных костюмов. В XIX в. рынок сбыта глазета резко сузился – основным потребителем тканей такого типа стало богатое купечество и духовенство. Из глазета заказывали вклады (подношения) для церкви как от частных лиц, так и от монастырей. Обычно это были церковные облачения либо разнообразные покровы. Цветные утки давали дополнительную окраску блестящей поверхности ткани, просвечивая на сгибах, складках. Поэтому глазеты и другие парчовые ткани часто описывают как розовые, голубые, белые и т.д. Кроме того, цельнометаллические утки XVI–XVIII вв. в XIX в. почти повсеместно заменялись имитирующей их фольгой на нитяной основе, которая часто была разноцветной, и колористическое решение ткани таким образом обогащалось.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 69.

Гленчек
Этот термин, обозначающий клетчатую ткань, известен больше специалистам, в обиходе применяется другое, более распространенное название – «шотландка». однако ткань имеет и другие названия, связанные с именами различных исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Клетка «принца Уэльского», «принца Галльского», «Эстерхази» – все это тот же гленчек, «шотландка».
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 149-150.

Грезет
(или Гризет, Резет), однотонная шерстяная или низкосортная шелковая ткань с мелким цветочным тканым рисунком. Грезет бывал обычно серого цвета с серым тканым узором. Стр.70-71.
Источник: : Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 70-71.

Грогрон
гладкокрашеный шелк наивысшего качества, добываемый из самых лучших коконов шелковичного червя, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяло добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее был невелик, т.е. штука (так в XIX веке называли рулон ткани) материи из грогрона весила много меньше, чем такой же по метражу кусок шелка другого сорта. Грогрон был самой дорогой шелковой тканью XIX века. «Гро», входящий в состав названия какой-либо ткани, означал, что исходным сырьем был шелк. Сортов таких тканей было очень много Магазины и мануфактурные лавки середины XIX века предлагали гро д’Анвер – узкий, полосатый шелк; гробарре, гродеберлен, гродешин, гродефлоранс и т.д., названные по месту первоначального производства – Берлин, Китай, Флоренция. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, известные под названием «трам» (см. гроденапль, гродетур).
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 71-72.

Гроденапль
плотная гладкокрашеная шелковая ткань, названная по первоначальному месту производства – г.Неаполю в Италии. Ее ткали из толстых, в несколько нитей, утков и основы, чем и достигалась плотность этой ткани. Особой популярностью пользовался гроденапль в первую треть XIX века. Так как гроденапль был плотной тканью, то из него делали дамские шляпки, мужские цилиндры и шили мужскую и женскую одежду. Стр. 72.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 72.

Гродетур
(или Гарнитур), плотная шелковая ткань; каждая нить основы закрывалась двумя нитями утка; ткалась только одноцветной – темно-синей, темно-зеленой, темно-лиловой и т.д. Название связано с первоначальным местом производства – г. Тур во Франции. В среде русского купечества эта ткань бытовала под названием гарнитур. Немнущаяся и ноская ткань олицетворяла «степенство», трезвый взгляд на жизнь и, действительно, была популярна в среде духовенства. Искажение названия ткани по созвучию с другими словами, существовавшими в языке, – довольно частое явление в XIX веке. В данном случае со словом «гарнитур» – т.е. собрание однородных предметов. Стр. 73-74.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 73-74.