Ткани на А

Авизент
тяжелая хлопчатобумажная техническая ткань для оснащения парашютов.


Ажур
(франц. ajour, от ajourer — делать сквозным), тонкая кружевная ткань (например, ажурные чулки)

Аксамит
устаревшее название драгоценных тканей ручной выработки. В словарных изданиях, причем в столь авторитетных, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля (М., 1978. Т. 1. С. 8) и «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера (М., 1987. Т. 1. С. 66), можно встретить более узкое толкование термина «аксамит» как синонима слову бархат. Действительно, в описях наследственного имущества или приданого в XVIII веке, например, под аксамитом понимали ткани в технике петельчатого бархата. До нашего времени дошло в хорошей сохранности много старинных тканей и костюмов из них. Одной из лучших коллекций мирового значения является собрание костюмов и тканей XVI–XVIII вв. из Государственной Оружейной палаты Московского Кремля.

В 1884–1893 гг. была издана «Опись Московской Оружейной палаты» (ч. I–VII), которая включала сведения из архивных документов XVI–XVII вв., донесших до нас записи, сделанные приказными дьяками при поступлении в царскую казну тканей из Ирана и Турции, Франции и Италии. Из этих записей явствует, что ворс бархатов-аксамитов сделан из пряденого (т.е. уплощенного) серебра и золота. Был и термин «аксамиченый» – под ним подразумевали ткани в парчовой технике. Вероятнее всего, различие между аксамитом и алтабасом заключается в том, что последний изготавливался с применением волоченой (т.е. круглой в срезе, проволокоподобной) металлической нити (такое определение использовано в работах сотрудников Государственных музеев Московского Кремля). Эту тяжелую, негнущуюся ткань употребляли только для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам и алтабасам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали, – шелк и драгоценные металлы. Аксамит известен на Руси не позднее XII века. Упоминание о нем есть еще в «Слове о полку Игореве» в написании «оксамит». До начала XVIII века все драгоценные ткани ввозились в Россию в качестве посольских даров, закупок для нужд царского двора и духовенства сначала из Византии, затем из Ирана и Турции, позднее – из Италии и Франции.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 19-20.

Активные красители
органические красители (моноазокрасители, фталоцианиновые, антихиноновые и другие), молекулы которых содержат атомы или атомные группировки, взаимодействующие с функциональными группами волокна с образованием прочных ковальных связей. Образуют яркие окраски, устойчивые к мокрым обработкам. Применяются для крашения целлюлозных волокон, шерсти, натур. Шелка, реже – полиамидных волокон.

Александрийка
или Александрейка, Александровка, Ксандрейка, Касандровка - хлопчатобумажная ткань красного цвета. Основным местом производства александрийки в XIX веке была Александровская мануфактура близ Петербурга, основанная в 1798 году. Изготовлялись здесь главным образом дешевые хлопчатобумажные ткани, предназначавшиеся для сбыта среди крестьянской и городской бедноты. Однако название ткани появилось в России много раньше организации Александровской мануфактуры. Скорее всего, название связано с первоначальным местом производства – г.Александрией в Египте, широко известным своим развитым текстильным производством. В XIX веке существовала также ткань французского происхождения – александрин – из смеси льна и хлопка, обычно полосатая, которая имела хождение у более состоятельных людей даже после того, как было налажено ее производство в России. Кроме того, в первое десятилетие XIX века модным украшением для дамских платьев и причесок был букет, называемый «александровским».
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 20-21.

Амины
органические соединения, продукты замещения атомов водорода в аммиаке на органические радикалы. По числу замещенных атомов водорода подразделяются на первичные RNH2, вторичные R2NH и третичные R3N(R=CH3-, C6H5 – и др.), по числу аминогрупп (-NH2) в молекуле А. – на моно-, ди-, три-, тетраи полиамины. Обладают свойствами оснований: с к-тами образуют соли. Применяются в производстве красителей, лекарственных средств, пластмасс, химических волокон. См. Анилин, Бензидин, Гексаметилендиамин, Дифениламин, Толуидины.

Анилин
(франц. Aniline, через португ.anil, от араб. Ан-нил – индиго: впервые Анилин был получен из индиго) С6Н5NH2вязкая бесцветная жидкость, темнеющая на свету и воздухе; t кипения 184,4оС. применяется в производстве красителей, фармацевтических препаратов, ВВ, синтетических смол, ускорителей вулканизации и т.д.

Анилиновый черный
краситель, который образуется в результате окисления анилина непосредственно на волоке в кислой среде. Таким способом окрашивают хлопок, шерсть, мех. Окислением анилина получают также пигмент глубоко – черный, используемый для крашения пластмасс, при изготовлении копировальной бумаги, лент для пишущих машин и т.д.

Армяк
(тюрк.), 1) верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, употреблявшаяся в прошлом (с 15—16 вв.) русскими крестьянами (особенно Урала и Поволжья); в 19 веке армяк — преимущественно кучерская одежда. 2) Армяк, или армячина, — различного качества ткани из верблюжьей шерсти, изготовлявшиеся некоторыми тюркоязычными народами (татары, казахи), монголами и др. 3) Особая шерстяная ткань, употреблявшаяся в России (до 1866 года) для изготовления мешков для артиллерийских зарядов.
Источник: Большая советская энциклопедия


Атлас
(буквально гладкий) – шелковая или полушелковая (с введением шерстяного или льняного утка) ткань атласного переплетения с глянцевитой лицевой поверхностью. Позднее появился хлопчатобумажный атлас. Соотношение одного хода утка к основе начинается от 1:5, т.е. уток выходит на поверхность не менее, чем через пять нитей основы, а затем снова исчезает, чем и достигается особая гладкость ткани. Атласное переплетение, как предполагают многие специалисты, было первоначально достижением китайских ткачей, работавших с шелком. Необычная тонкость шелковых нитей делала почти невидимыми места пересечения утка с нитью основы.

Позднее вместе с технологией выращивания и обработки тутового шелкопряда по Великому шелковому пути атласная техника распространилась и в другие страны – через Среднюю Азию на Ближний Восток и Европу. Особого расцвета атласное производство достигло в Иране в XVI–XVII вв., откуда и шли на Русь посольские дары – знаменитые «лицевые» ткани (так называли на Руси шелковые атласы и другие материи с изображением человеческого лица, с орнаментом в виде человеческих фигур и жанровых композиций). Во времена Бориса Годунова ткани атласного переплетения были известны под названием «отлас». Известны атласы гладкие – без узоров; узорчатые, муаре, тяжелые, легкие и т.д. Атлас использовали для изготовления одежды, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. В первое десятилетие XIX века атлас почти не носили женщины, хотя в мужской одежде того времени он находил применение. Но начиная с 20-х гг. вплоть до конца XX столетия атлас не выходил из моды, появляясь то в одном, то в другом качестве.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 29-30.

Атласное переплетение
один из видов переплетения нитей в тканях.

Ацетатные волокна
один из основных видов искусственных волокон; получают из ацетилцеллюлозы. В зависимости от типа исходного сырья различают триацетатное волокно (из триацетилцеллюлозы) и собственно ацетатные волокна (из частично омыленной, т. н. вторичной, ацетилцеллюлозы). Ацетатные волокна формуют из растворов ацетилцеллюлозы в органических растворителях (триацетилцеллюлозу — в смеси метиленхлорида и спирта, вторичную ацетилцеллюлозу — в ацетоне), обычно по так называемому сухому методу.

По этому методу получают филаментные нити, так называемый ацетатный шёлк. При получении ацетатного штапельного волокна формование ведут по сухому или мокрому методу (о методах формования волокон см. Волокна химические). Ацетатные волокна вдвое превосходят вискозные и медноаммиачные волокна по эластичности; поэтому ткани из них отличаются пониженной сминаемостью. Кроме того, ацетатные волокна приятны на ощупь, мягки, обладают способностью пропускать ультрафиолетовые лучи. Окрашиваются ацетатные волокна только специальными типами красителей, которые непригодны для большинства других волокон.

Это даёт возможность получать разнообразные колористические эффекты на изделиях из смеси ацетатных волокон и волокон других типов. Триацетатное волокно характеризуется более низкой гигроскопичностью, но большей эластичностью и меньшей сминаемостью, чем изделия из ацетатных волокон. При 65%-ной относительной влажности триацетатное волокно сорбирует 2,5—3% влаги, а ацетатное 6—7% . Прочность при разрыве ацетатных волокон невысока (разрывная длина 11—13 км). Потеря прочности при испытании в мокром состоянии для ацетатных волокон составляет 40—45%, а для триацетатного 15—20%.

Ацетатные волокна характеризуются недостаточно высокой термостабильностью: выше 160—170°C изменяется форма изделий из этого волокна, при 210°C начинается его термический распад. Поэтому изделия из ацетатных волокон можно гладить только через влажную ткань. Ацетатные волокна малоустойчивы к действию даже разбавленных растворов щелочей. К недостаткам изделий из ацетатных волокон относятся также низкая устойчивость к истиранию и высокая электризуемость. Для устранения этих недостатков используют методы химические модификации ацетилцеллюлозы. Основные области применения ацетатных волокон — изготовление изделий широкого потребления (верхней одежды, дамского нижнего белья, подкладочных и плательных тканей). Ацетатное штапельное волокно применяют для частичной замены шерсти при изготовлении тонких сукон и некоторых трикотажных изделий. Использование ацетатных волокон позволяет снижать сминаемость изделий. Триацетатные гидрофобные нити применяют как электроизоляционный материал.

Производство ацетатных волокон до 1957 года бурно развивалось благодаря безвредности и простоте производства, ценным свойствам этих волокон, а также дешевизне исходного сырья. В дальнейшем развитие производства ацетатных волокон замедлилось в связи с появлением новых ценных типов синтетических волокон. Лит.: Роговин З.А. Основы химии и технологии производства химических волокон. 3-е изд. Т. 1. М.—Л., 1964. С. 573; Костров Ю.А. Химия и технология производства ацетатного волокна. М., 1967 (библ.). З.А.Роговин.
Источник: Большая советская энциклопедия