admin

От КОЧАТОК до КЫСОВ

КОЧАТКИ — женская кожаная обувь. Термин был распространен в XIX — начале XX века в станицах Дона и Северного Кавказа.


КОШМА (ПОТНИК) — чулки из валяной шерсти, надевав шиеся внутрь ЧАРКОВ (см.). Термин применительно к чулкам такого типа был распространен на Алтае в XIX — первой четверти XX века.


КОШУЛЯ — шуба, полушубок, тулуп, крытые тканью. Термин в таком применении известен с XVII века. В XIX веке был распространен на севере и в центральных губерниях Европейской России и в Тобольской губернии.


КРАГАН — мужской головной убор из сукна домашней выработки в виде капюшона. Его надевали, отправляясь на лесной или охотничий промысел.

Термин применительно к головному убору такого рода был известен в Тобольской губернии с середины XIX века.


КРАГОН — меховой воротник шубейки.


КРАСИК — под этим названием бытовали два различных вида одежды.

1. Красик — женская горничная одежда типа сарафана. Под этим термином были известны три варианта сарафанов. В Лужском уезде Петроградской губернии так назывался косоклинный сарафан, шившийся из трех полотнищ синего домашнего холста.

Два полотнища ткани приходились на переднюю, а одно — на заднюю его часть. Бока красика расширялись внизу за счет вшивавшихся клинь ев. Лямки красика выкраивались с небольшой спинкой из заднего полотнища и пришивались на груди к двум передним. Проймы делались небольшими. Рабочие красики шились без украшений. А вдоль шва, соединяющего передние полы праздничных сарафанов, нашивались полосы набойки, кумача, ситца, полупарчи, позумента.

Другой вариант красика был известен в это же время в Тамбовской губернии. Его шили из трех полотнищ красной шерстяной домотканины — двух передних и одного заднего, расширявшихся в боках двумя узкими, равными по длине задне му полотнищу вставками и клиньями.

Красик делался глухим, до шеи, с зашитым пе редним швом. Отверстие для головы, неглубо кое, овальное, вырезалось в верхней части по лотнищ. Небольшие овальные проймы для рук делались в верхней части задней кромки перед них полотнищ.

Встречались также красики, закрытые до шеи, но с короткими пришивными лямками. Украша лись они вдоль переднего шва нашивками ткани, пуговицами и шнуром, образующим петли за стежки.

Третий тип красика — «красик с жулеткой» — представлял собой широкую юбку из четырех — восьми сосборенных в верхней части прямых полотнищ ткани, пришивавшуюся к лифу на узких лямках.

Лиф делался в виде прямоугольной полосы ткани и пришивался либо только к спине, либо полностью охватывал торс.

Красики этого типа получили распространение преимущественно в Вологодской губернии. Шились они из красной и полосатой полушерстяной материи, кумача, ситца и набойки.

2. Верхняя мужская и женская одежда для лета из синего льняного холста, распашная, длинная (до середины голени), с прямой спинкой и по лами, расширяющимися книзу, с длинными рука вами, без воротника или с узким длинным от ложным воротником. Красик запахивался справа налево и подвязывался в будни веревкой, в празд ники — тканым поясом.

В XIX — начале XX века были распространены в Псковской и западных районах Петербургской губернии.


КРАСКА — мужская нательная рубаха туникообразного покроя из ткани синего цвета. Переднее и заднее полотнища делались из одной полосы ткани, перегнутой пополам по уточной нити.

В центре ее вырезалось овальное отверстие для головы, дополнявшееся прямым или левосторон ним нагрудным разрезом. В боковые швы вшивались прямые или слегка скошенные более короткие и узкие, чем перед нее и заднее полотнища, полосы ткани. Рукава краски делались из одного полотнища ткани прямыми и длинными. Ворот рубахи застегивался на пуговицу.

Термин краска с XIX века был известен в Гдовском уезде Псковской губернии.


КРАСНАЯ ЮБКА — женская поясная одежда, шившаяся из пяти полотнищ шерстяной красной в белую узкую полоску лощеной домотканины. Верх юбки собирался под обшивку на вздержку. Складки делались преимущественно сзади. Красная юбка застегивалась на пуговицу или завязывалась на вздержку впереди или на левом боку.

Надевалась с белой рубахой с отложным ворот ником по праздникам девушками на выданье и молодыми женщинами в первые годы замужества. Термин известен в Коротоякском уезде Воро нежской губернии с XIX века.


КРАСНЯТКА — понева, женская поясная одежда из клетчатой черной шерстяной домотканины. Шилась из трех полотнищ ткани, затканной белыми и красными нитями, образующими клетки.

Полотнища соединялись боковыми кромками в прямоугольник, к которому в передней части пришивалась соединяющая его в замкнутую конструкцию вставка-прошва из черной или синей шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

Соединительные швы и клетки понёвных полот нищ сзади и на боках сверху плотно расшива лись в технике набора красной шленской шерстью. Краснятка считалась самой праздничной понёвой молодых замужних женщин и носилась с белой рубахой с черной шерстяной вышивкой на плечах.

Термин краснятка употреблялся в Рязанской губернии.


КРАСОТ(А) — головной убор невесты в виде обруча из бересты или картона, обтянутого с лицевой сто роны красным шелком, с изнаночной холстом, ситцем, коленкором. Передняя часть головного убора обычно украшалась полосами позумента, бисером. Сзади прикреплялись разноцветные шелковые ленты, спускавшиеся по спине. Ма кушка головы оставалась открытой.

Девушке надевали красоту после рукобитья — обряда, на котором окончательно решался воп рос о свадьбе и девушка «прозывалась» неве стой. В народном представлении этот головной убор являлся одним из основных предметных воплощений души девушки, девичьей жизни и всех ее радостей. Выходя замуж, невеста долж на была расстаться с головным убором, вопло щавшем девичество. Обряд «прощания с красо той» происходил перед отъездом к венцу или накануне венчания. В нем принимали участие мать невесты, ее братья, сестры и подружки.

Красота торжественно снималась с головы и передавалась сестре. Подружки получали ленты от красоты. Термин красота в применении к подобного рода головному убору был известен с середины XIX века в Енисейской и Тобольской губерниях. В Новгородской губернии красотой называли головной убор несколько иной конструкции.


КРАСОТИНА (КРАСОТ(А)) — девичий головной убор в виде суживающейся к концам полосы ткани, наложенной на твердую основу: проклеенный картон, бересту. Убор украшался бисером, бусинами, цветными стеклами в металлической оправе.

Иногда он делался ажурным. В этом случае под сквозные узоры подкладывалась цветная фольга.

Головной убор надевался на темя так, чтобы макушка головы была открытой, и завязывался на затылке лентами. Сзади к нему прикреплялось до десяти цветных лент длиной до 50 см.

В XVIII—XIX веках этот убор был праздничным головным убором девушек. В начале XX века он использовался лишь в качестве свадебного голов ного убора невесты. Она надевала его на девичник.

Термин красотина в применении к головному убору такого рода был распространен в некоторых уездах Новгородской губернии. Термин красота был известен также в Сибири.


КРАШЕНЫЕ ПЕРЬЯ (КРЮЧКИ, ПУЧКИ) — головной убор просватанной девушки и молодой женщины. Головной убор представлял собой полосу сатина, шелка на подкладке или обруч из луба, обшитый кумачом. К верхней его кромке пришивались или прикреплялись петушиные, гусиные, индюшачьи перья, окрашенные в красный, зеленый, желтый, голубой цвета, или павлиньи перья.

Этот головной убор надевали на девушку в день, когда окончательно решался вопрос о ее свадьбе и она становилась невестой-сговорёнкой. В нем она венчалась, а затем в течение первого года после свадьбы носила по праздникам поверх повойника. Головной убор был распространен в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях в XIX — начале XX века.


КРЕСТОВИКИ — 1. Мужская, женская, детская обувь типа ЛАПТЕЙ (см.) прямого плетения. Термин применительно к такого типа обуви был распространен в некоторых уездах Смоленской губернии.

2. Бисерная цепочка для креста в Тульской гу бернии.


КРУГЛЯНКА — женская поясная одежда, понька (понёва) из полушерстяной домашней красно-синей клетча той ткани, выполнявшейся в технике двууточного браного ткачества со сложным геометрическим узором. При данном способе тканья лицевая сто рона полотна получалась шерстяной, а ниж няя — холщовой.

Круглянка состояла из трех сшивавшихся кром ками полотнищ ткани, которые соединялись впе реди в верхней части красной хлопчатобумаж ной прошвой, а в нижней — широкой узорной шерстяной тканой полосой. Верхняя часть поньки собиралась на вздержку под обшивку. Сложный тканый узор поньки, выполнявшийся на четырех ремизках, представлял собой распо лагавшиеся в шахматном порядке ромбы или квадраты, называвшиеся мастерицами кругами. Этот орнаментальный мотив дал название и самой понёве.

Круглянка получила в XIX — начале XX века распространение в Касимовском уезде Рязан ской губернии. Использовалась там в основном в качестве венчальной одежды, предназначенной для определенного момента свадебного обряда. Обычно круглянка надевалась перед «сажанием невесты на посад».


КРУГОВОЙ — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из шелка, сарпинки, ситца, сатина.

Этот сарафан шился из трех — семи полотнищ ткани, собранных мелкими сборками-борами в верхней части. Для лучшей сохранности и рельефности боры закрепляли специально вручную или машинным швом. Переднее центральное полотнище кругового сарафана в некоторых случаях делалось более длинным, чем остальные, с выступающей верхней частью — нагрудкой.

Узкие пришивные лямки выкраивались из той же ткани и обшивались тесьмой. Застежка на металлический крючок, петлю или пуговицу располагалась под левой лямкой. Этот вид сарафана использовался в XIX — на чале XX века русскими, жившими в Среднем Приобье, как повседневная и праздничная одежда.

Старинные круговые сарафаны делались более широкими — из пяти—семи полотнищ.


КРУЖОК — головной убор девушек и замужних женщин. Под этим термином известны несколько разных по типу головных уборов из разных губерний России. Как девичий головной убор он представлял со бой повязку шириной в 5—6 см, сложенную из платка с подкладом узкой полосы бумаги. По вязка обвивалась вокруг головы таким образом, что макушка оставалась открытой, а концы плат ка завязывались над лбом.

Головной убор с таким названием бытовал в западных уездах Калужской губернии во второй половине XIX — первой четверти XX века. В Олонецкой губернии кружком называли иногда головной убор, имевший также название ОБОДОК (см.).

Кружок как женский головной убор отличался от девичьего.

В Олонецкой губернии в XIX — начале XX века кружком назывался головной убор с круглым твердым верхом и невысоким мягким околышем, затягивавшимся сзади на тесемки. Праздничные кружки изготавливались из красного шелка и вышивались по верхней части золотной нитью.

Будничные шились из ситца, пестряди и отделы вались позументом.

Кружок обычно повязывался по очелью сверну тым жгутом платком, который завязывался узлом на затылке. В западных уездах Калужской губернии кружок представлял собой головной убор, состоявший из ПОВОЙНИКА (см.) и ПЛАТКА (см.). Платок складывался на угол в виде полосы шириной в 13—15 см с подложенным под нее картоном, а затем повязывался по лбу поверх повойника: концы перекрещивались сзади, поднимались наверх и завязывались на лбу узлом. Такой головной убор был распространен в некоторых деревнях в начале XX века.


КРУЖОЧЕК — КОЛПАЧОК (см.).


КРУТЕНЬКИ — ЧУНИ (см.).


КРУЦЕНЬКИ — ЧУНИ (см.). Термин был распространен в Новгородской гу бернии в XIX веке.


КРУТИК — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна или полусукна домашней выработки черного, серого, коричневого цвета. Название крутик применялось к разной по по крою одежде.

В одних селах крутик — это распашная туникообразная одежда со слегка скошенными сзади боковыми полотнищами, длиной до колен, с круг лым воротом, с длинными рукавами, украшенная спереди и вдоль пол кумачом или ярким ситцем. Крутики не имели застежек и подпоясывались полосатым кушаком. Такие крутики бытовали в XIX — первой чет верти XX века в селах Калужской, Тульской, Рязанской губерний. В XIX веке они были праз дничной одеждой молодых и пожилых женщин, а также мужчин. В первой четверти XX века их носили только старухи в праздничные дни или отправляясь на свадьбу.

В некоторых селах Рязанской губернии крутиком называли распашную одежду, длиной до колен, с прямыми передними полотнищами, пря мой спинкой и двумя боковыми клиньями, вшитыми до талии, с длинными рукавами. Крутит или запахивались слева направо без застежек, или застегивались до талии на крючки.

Такие крутики в XIX веке надевали женщины и мужчины, отправляясь на работу в лес или в поле.


КРЫЛЫШКИ — женское наспинное украшение. Состояло из трех частей, соединенных в одну конструкцию. Основой крылышек являлся «ворот» — узкая по лоса цветной, преимущественно кумачовой ткани на холщовой подкладке, застегивавшаяся сзади на пуговицу или крючок.

К вороту, на его концах, пришивались две поло сы шириной 11 см и длиной до 40 см из кумача на холщовой подкладке, соединявшиеся между собой в двух местах шелковыми ленточками. Лицевая поверхность ворота расшивалась стек лянными пуговицами, бисером, блестками, метал лическим или шелковым шнуром. Украшения складывались в затейливый геометрический орнамент. На вертикально спускавшуюся по спине лопасть сверху донизу пришивался позумент, узкие шел ковые ленты, тесьма. На некоторых из них была несложная вышивка. Боковые стороны лопастей обнизывались белыми и черными чередующими ся бисеринами, а к нижним концам пришивалась короткая бахрома из красных гарусных нитей с бисером на концах.

Этот тип наспинного украшения получил наибольшее распространение в XIX — начале XX века в Михайловском уезде Рязанской губернии, но встречался и в других южнорусских губер ниях.


КРЫШКА — верхняя женская праздничная одежда для зимы, изготавливалась из овчины, крытой черным сукном фабричного производства. Крышка представляла собой распашную двубортную одежду, длиной чуть ниже колен, с прямыми полами и отрезной по талии спинкой. Подол у талии собран в сборку. Рукава длинные, прямые, ворот стоячий, невысокий. Полы запахивались справа налево и застегивались до талии на крюч ки. Края рукавов, полы, воротник обшивались полосами лисьего меха, белой или черной овчиной.

Крышки носили женщины из зажиточных семей по праздникам. Бытовали в XIX — первой чет верти XX века в Калужской губернии.


КРЮЧКИ — КРАШЕНЫЕ ПЕРЬЯ (см.).


КУБАЛЁК — КУБИЛЁК (см.).


КУБАШКА — зимний мужской головной убор; шапка из серой овчины, круглая, плотно облегавшая голову. Термин распространен в некоторых деревнях Псковской губернии в XIX — начале XX века.


КУБЕЛЁК — КУБИЛЁК (см.).


КУБИЛЁК (КУБАЛЁК, КУБЕЛЁК) — женская горничная одежда типа несшитого, распашного впереди платья из крашеного холста, шелка, парчи, тафты.

Шился кубилёк из нескольких полотнищ тка ни, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилега ющими и соединялись подкройными бочками.

Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшиеся на плечах прямые и узкие рукава закан чивались обшлагами. Снизу к лифу пришива­ лась широкая, присборенная, не зашитая впе реди юбка.

Лиф кубилька, а иногда и весь кубилёк засте гивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из ме таллической золотной или серебряной тесьмы. Кубилёк являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века. Материал, из которого его шили, зави сел от достатка владелицы. Кубилёк носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее перед няя часть также были видны.

Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисе ром шелковым или металлическим узорным уз ким поясом с пряжкой.


К(У)Б(О)ВИК — женская горничная одежда с узкими лямками типа сарафана из синей с мелким рисунком фабричной хлопчатобумажной ткани. Шился из четырех полотнищ материи — по два спереди и сзади. Сзади подол расширялся двумя срезанными с верхней части передних полотнищ клиньями. Два других, срезанных с верхней ча сти спинки, нашивались на передние полы над грудью. На шов, соединяющий передние полот нища кубовика в верхней части, иногда нашива лись мелкие пуговицы.

Узкие раздвоенные лямки кубовика выкраива лись вместе с задними полотнищами. Часть пе рехода стана в лямки называли лягушкой. Ей придавалось магическое значение, поэтому ее украшали нашивкой кумача. Подол сарафана подшивался холстом или фабричной тканью, в которую часто втыкали иголку. По поверью, она защищала женщину от нежелательных посяга тельств мужчин. Кубовик надевался с длинной холщовой рубахой и подпоясывался плетеным или тканым поясом под «лягушкой».

Кубовик был известен в Архангельской, Вологод ской, Новгородской, Пермской губерниях, в Сибири.


КУБОВИЦА — женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из синего домашнего холста. Шилась из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. В нижнюю часть подола в бо ковые швы вшивались небольшие клинья. Узкие лямки выкраивались из верхней части заднего полотнища. Передний шов украшался металлическими пуго вицами и круглым шнуром, образующим ложные петли.

Лямки и подол сарафана обшивались полосами кумача или тесьмой. Термин кубовица известен в Архангельской гу бернии.


КУЛ(Е)МИШКИ — мужские и женские чулки из собачьей шерсти. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.


КУЛЬ — женская нательная рубаха. Среди русских поликовых рубах рубаха куль отличалась наибольшей архаичностью и своеобразием кроя. Она шилась из прямоугольных отрезков ткани и по конструкции разделялась на две части: верхнюю — чехлик и нижнюю — станушку.

Передняя и задняя стороны чехлика делались из сложенных по уточной нити половин полотнища ткани очень широкими.

Полики выкраивались из одной ширины полотнища ткани и пришивались по основе полотнища-чехлика.

Неглубокий округлый вырез ворота присбаривался вместе с поликами под обшивку и дополнялся нагрудным разрезом.

Своеобразие указанной рубахе, определив шее ее название, придавали необычной формы рукава-кули, выполнявшиеся из двух разных по длине полотнищ ткани, сшивавшихся вместе краями. При этом оставшаяся свободной часть более длинного полотнища загибалась и зашивалась в виде конверта, так что оставалось только отверстие для руки. Края рукавов скреп ляли вязаным кружевом.

Рубаха куль не имела ластовиц. Нижняя ее часть — станушка — шилась из трех полотнищ более грубого холста. Украшением рубахи слу жили косички-плетешки из кумача, нашитые на ворот и низ рукавов.

Рубаха куль известна со второй половины XIX века у старообрядцев южного Алтая.


КУМАШНИК — женская горничная одежда типа сарафана на узких лямках из кумача.

Сарафан шился из трех полотнищ ткани, зауженных в верхней части и расширенных книзу. В боковые швы вшивалось несколько клиньев для расширения подола. Узкие лямки выкраивались из передних и заднего полотнищ.

На соединяющий передние полотнища шов наши вались металлические пуговицы и тесьма. Верх ние пуговицы выполняли роль застежки. Кумашники обычно делались на холщовой подкладке.

В середине XIX века этот вид сарафана получил распространение в Костромской и Пензенской губерниях.


КУНДЫШ — КУНТЫШ (см.).


КУНТУШ — КУНТЫШ (см.).


КУНТЫШ (КУНДЫШ, КУНТУШ, ШУБКА МАТУРНАЯ) — женская горничная одежда с широкими плечами типа сарафана из черного или синего домашнего холста. Имел туникообразный покрой. Шился из одного перегнутого по уточной нити пополам полотнища ткани. В боковые швы вшивались расширяющие клинья. Вырез ворота неглубокий, округлый или прямо угольный. В проймах для рук сзади пришивались две длинные узкие ленты, называвшиеся рукавами.

Переднее цельное полотнище декорировалось от ворота до подола двумя параллельно нашитыми полосами кумача или лент, между которыми вши вались золотые, серебряные или медные пуговицы.

Под кунтыш надевалась длинная холщовая рубаха с нешироким воротом, застегивающимся металлической или жемчужной запонкой, и длинными украшенными рукавами.

Сарафаны с таким названием получили ограниченное распространение в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Вятской и Костромской губерниях в XIX веке. Название его заимствова ли, вероятно, от наименования верхней одежды поляков «Kuntusz», известной с конца XVI века и имевшей также откидные рукава.


КУРТА — верхняя женская одежда для весны, лета и осени из льняных тканей домашнего производ ства или фабричных тканей на вате или без ваты на подкладке. Термин известен в двух губерниях: Смоленской и Олонецкой. В Смоленской губернии в XIX веке куртой на зывали распашную одежду, длиной ниже колен, приталенную, с клиньями, застегивающуюся на крючки, с длинными прямыми рукавами.

В Олонецкой и Новгородской губерниях в XIX веке курта — это короткая одежда (до пояса) без разреза спереди, с круглым воротом и длин ными рукавами.


КУРТИК — верхняя мужская одежда для весны, лета и осени из сукна домашней выработки или плиса. Куртики для весенне-осеннего сезона изготав ливались на подкладке из ситца, сатина, ветоши, простеганной с овечьей или верблюжьей шер стью. Летние куртики шились обычно без про кладки.

Куртик представлял собой распашную двубортную одежду, застегивавшуюся на пуговицы по борту, приталенную, длиной до колен, с длинными рукавами. Куртики были праздничной и будничной одеж дой молодых мужчин из казачьих селений За байкалья в XIX веке.


КУРТОЧКА — верхняя мужская одежда для лета из синего холста, распашная, длиной чуть ниже колен, с отрезной талией, вокруг которой подол собран в сборку, с длинными прямыми рукавами и сто ячим воротником, застегивалась до талии на крючки.

В XIX веке была распространена в Вологодской губернии.


КУФАЕНКА — женская одежда, надевавшаяся в холодную погоду поверх комнатной одежды, изготавливалась из черной ткани на красной подкладке. Ее всегда шили распашной, длиной до пояса, с короткими рукавами, без воротника. Спинка вы краивалась прямой, полы — расширяющимися книзу. Одежда запахивалась справа налево без застежек. Куфаенка обычно была простегана вертикально расположенными стежками.

Она была распространена в селах казаков-некрасовцев. Куфаенки женщины носили в XIX веке в Турции и в XX веке после возвращения в Россию. Сейчас их носят только пожилые женщины.


КУФАЙКА — верхняя женская одежда для весны и осени. Под этим названием известны два типа одежды.

1. В Воронежской губернии так называлась безрукавка из овчины, распашная, короткая, выше колена, с прямыми цельными полами и подрез ной по талии спинкой, нижняя часть которой собрана в сборку. Одежда застегивалась до та лии на крючки. Получила распространение во второй половине XIX — первой четверти XX века.

Куфайками также называли женские кофты в селениях казаков-некрасовцев. Это одежда из черной ткани, стеганная на вате или непряденой шерсти, распашная, длиной до колен или чуть ниже, с прямой спинкой и расширяющимися книзу полами, с узкими длинными рукавами и мягким стоячим воротником. Куфайки обычно носили нараспашку или запахивая правую полу на левую.

Бытовала в XIX — первой половине XX века во время пребывания казаков в Турции и после переезда их в XX веке в Россию.

2. Куфайка — название для короткой верхней одежды вообще, распространенное по всей России.


КУЦАВЕЙКА (КУЦЕВЕЙКА) — верхняя женская одежда для зимы из тканей фабричного производства (драдедама, гаруса, камлота, ластика) на вате, иногда на меху, представляла собой распашную одно бортную одежду длиной до щиколоток, прямого покроя, с большим воротником из белой или голубой белки с лапками и длинными узкими рукавами. Края пол, рукавов, подол обшивались широкой полосой беличьего меха.

Такие шубки в XIX веке носили в Архангельской губернии молодые женщины, жившие в городах или в пригородных селах.


КУЦЕВЕЙКА — КУЦАВЕЙКА (см.).


КУЦИНКА — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из черного сукна домашней выработ ки, иногда из шерстяной ткани фабричного про изводства.

Она представляла собой распашную двубортную одежду, сшитую в талию, длиной до колен, со стоячим воротником и прямыми длинными рука вами. Куцинку шили с клиньями или со сборами.

В первом случае спинка и полы были прямыми, цельными, плотно обтягивавшими корпус, от та лии же одежда расширялась за счет клиньев, вшитых с боков, ложившихся красивыми мягки ми складками-фантами. Во втором случае полы были прямые, цельные, а спинка отрезная по талии. Подол около талии сзади был собран в густые сборки. Куцинка застегивалась до талии на крючки или пряжки-схватки. Праздничные куцинки украшались узкими полосками черного плиса или коленкора, располагавшимися на груди в три ряда от ворота до талии. Плисом же обшивался также воротник. Края рукавов отделывались черной кожей.

Куцинки бытовали в XIX — начале XX века в некоторых деревнях Воронежской и Курской губерний.


КУШ — верхняя женская и мужская будничная одежда для лета из коричневого сукна домашней выработки, сшита из перегнутого на плечах полотнища ткани, к которому подшиты прямые бочки и длинные прямые рукава. К вороту при шит круглый капюшон-куколь, который в холод ное время надевался на голову и затягивался вокруг шеи тесьмой, а в теплое — откидывался на спину. Куш шился обычно длинным, до щи колоток. Поясом не подвязывался.

Его носили в XIX веке жители сел и деревень, расположенных по рекам Кулой и Немнюга в Пинежском уезде Архангельской губернии, занятые на различных речных работах в навигаци онный период. Надевался поверх основной одежды.

Кушем назывался также СОВИК (см.).


КУШАК — пояс, дополнение к мужскому и женскому костюму. Представлял собой тканную на кроснах или бердичке или вязаную полосу шерстяной или полу шерстяной ткани шириной от 5 до 1 5 см и дли ной до 250 см. Кушаком подпоясывалась только верхняя одежда.

Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обер тывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы.

Кушаки делались как гладкими, так и с рельефным узором.


КЫСЫ — мужская и женская короткая обувь из олень их камысов, употреблялась как домашняя. Термин был распространен в Енисейской губернии в XIX веке.