Астраханский костюм: мода со всей Руси

Типы одежды Астраханской губернии.

В астраханском женском костюме отразились история и традиции края.

Без женщины нет ни жизни, ни истории народа.

Женские татарские сапоги.

Основная часть переселенцев в Астраханскую губернию, а это были в основном мужчины из русских губерний, состояла из беглых или ссыльных людей, которым редко удавалось привезти на новое место жительства какое-либо имущество. Государственные и помещичьи крестьяне, что переезжали обживать этот край организованно, также прибывали налегке. Большую часть скарба им приходилось оставлять дома.

Первые переселенцы из центральных районов России поселились под Астраханью в середине XVI столетия. В XVII—XVIII веках на правом берегу Волги возвели две крепости — Черный Яр (1627) и Енотаевск (1742), а в окрестностях стали появляться села, основанные украинцами, чувашами, татарами, мордвой, а также русскими переселенцами из Воронежской, Московской, Вятской, Тамбовской и других губерний.

В архивных источниках и переписях населения Астраханской губернии в графе место рождения упоминались 17 губерний.

Женский костюм татарки, проживавшей на территории Астраханской губернии: безрукавка из лиловой саржи, кюльмяк —платье из лиловой саржи, калфак — головной убор, изуэк —обувь.

Женами русских переселенцев зачастую становились представительницы других народов. Подтверждением тому служили рассказы местных жителей, записанные исследователями во время этнографических экспедиций. Они свидетельствовали, что в начале XIX века беглецы обзаводились семьями на месте, причем весьма своеобразно. Так, в деревне Ракуша, расположенной в двух километрах от Астрахани, соседями русских были калмыки, у которых беглые умыкали жен и девок. Через какое-то время калмычки принимали христианство и венчались с русскими в Чурнинском монастыре, но их костюм не менялся, после замужества женщины надевали не сарафан или поневу, а свою национальную одежду.

Разноцветная палитра края.

Костюмы, бытовавшие в крае, отличались разнообразием. В Астраханском уезде встречались  женские рубахи, присущие комплексу народного костюма Курской губернии, и поневы, какие носили женщины Воронежской губернии. В селе Началово, где жили в основном переселенцы из Нижегородской губернии, в одежде прослеживались черты наряда родных мест. Женщины там носили сарафаны и епанчи.

На примере Астраханской губернии видно, сколь быстро происходили изменения хозяйственного уклада крестьянской жизни, когда прерывались вековые традиции. Вместо землепашества большинство крестьян начали заниматься добычей соли и рыбы. Это стало причиной появления новой для данного региона рыбацкой одежды. А поскольку женщины зачастую работали вместе с мужьями (выходили на лов рыбы, связали сети и обрабатывали улов), то и их гардероб значительно видоизменился.

Астраханские казачки ходили в ситцевых платьях или блузках и длинных юбках. В праздничные дни они надевали шерстяные платья, а состоятельные — шелковые. На ногах  носили кожаные ботинки но каблуках.

Если в начале XIX века исследователи отмечали, что в Астрахани женщины одевались по-старинке; Дорогие старинные и нынешние парчи, штофы, персидские изарбаты, китаи, из коих шьют юбки, телогреи, короткую епанчу, короткую с рукавами для зимы шубу, то в 1852 году русский этнограф и историк Павел Иванович Небольсин отмечал, что старинного русского наряда теперь нигде уже по краю не встретишь: он вывелся не далее как лет за  тридцать.

Климат Астраханской губернии и общие тенденции изменения и развития народной одежды диктовали свои требования и к головным уборам. При сильном ветре носить кокошник было крайне неудобно, поэтому женщины отказывались от традиционных головных уборов.

Широкое распространение получили шали, шарфы и платки фабричного производства, вязанные из козьего пуха, а также кружевные, плетенные на коклюшках. Все головные уборы приобретались на ярмарках, так как кружевоплетением и вязанием в селах не занимались.

Тесные связи с татарским населением сказались на способе ношения платка, его стали подвязывать по-татарски, делая узел не под подбородком, а сзади, чуть ниже затылка.

Шелком путь стелется

Большое влияние на традиционный костюм Астраханской губернии оказала торговля с Индией и Персией, а также массовое производство шелковой и хлопчатобумажной ткани, процветавшее в регионе до начала XIX века. Астраханские крестьянки сами не ткали, к тому же лен, из которого изготавливали полотна, на территории губернии не произрастал. Разноцветный ситец на платья им привозили с ярмарок мужья.

Татарские халаты — архалыки.

Дорогой в других регионах империи шелк, в Астраханской губернии был дешев и доступен. Исследователи отмечали, что жены рыбаков одевались гораздо лучше, чем крестьянки из губерний Центральной России.

Костюм воронежской крестьянки: понева, рубашка женская нижняя с воротником-стойкой, завеса-фартук из домотканого полотна, украшенная полосой вышивки, холодник — вид верхней женской одежды, пояс домотканый из шерстяной нити, платок головной прямоугольной формы.

Яркий тому пример село Маячное, расположенное на острове в 50 километрах от Астрахани. Местные женщины за всю жизнь могли ни разу не выбраться в город, а одевались не хуже московских или владимирских купчих. Одежду им покупали мужья, не скупившиеся на наряды суженым. О богатом выборе товаров свидетельствовало описание вещей, представленных на ярмарке в селе Енотаевка, где торговлей заправляли астраханские татары: разноцветное немецкое сукно, штофы, бязь, бурметь, кумач, китайка и куть, яркие платки, холсты, сафьян и сшитые из него сапоги.

Женщины из сел Красноярского и Приволжского районов, расположенных близко к губернскому центру, предпочитали сами выбирать себе наряды. Они выращивали на огородах лук, везли его на продажу в Астрахань, а на вырученные средства приобретали одежду. В северной части губернии, где помимо рыболовства население занималось также скотоводством и земледелием, было много зажиточных крестьянских семейств, в которых мужья наряжали своих жен и дочерей не только в ситец и шелк, но даже в бархат.

Русскую холстину променяли на суконную немчину. В начале XX века традиционный народный костюм стал исчезать из гардеробов местных жительниц. На смену ему пришли немецкие платья, присущие городской моде среднего сословия, мещанок и купчих.

Элементы женского ногайского костюма: платье-куйлюк, кимешек, или бока — головной убор, украшенный колокольчиками и кораллами, кеск— пояс, юбка нижняя, тустиме — нагрудник с серебряными украшениями.

Немецкое платье состояло из ситцевой юбки и кофты. К 1910 году практически во всех селах молодежь одевалась на городской манер, а атрибуты традиционного праздничного костюма, как то сарафан и кокошник, хранились в сундуках старшего поколения.

Парочки — так называли немецкое платье — стали самым распространенным типом женской одежды.

Кофты шили с круглыми воротниками под горло, к рукавам иногда пристегивали запястья. Большей частью женщины носили рубахи, сшитые целиком из одного материала разных расцветок. Для украшения воротник, манжеты и верхнюю часть рукава покрывали вышивкой. Кружева нашивали на рубашку так, чтобы они виднелись в вырезе кофты.

Выходя из дома в холодное время года, надевали телогреи, которые также украшали тесьмой и вышивкой. Сельские модницы старались не отставать от городских, даже купленные в магазинах юбки они отделывали кружевом, гипюром и тесьмой.

Поверх юбки и кофты надевали фартуки (их чаще всего шили с грудиной) и передники из белого холста, а также синего или коричневого ситца.

Статья по материалам журнала Куклы в народных костюмах.