Казахский народный костюм


Прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядн
остью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этом следует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления к красоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много, чтобы заниматься украшательством. Обогащение одежды золотыми нашивками с люрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшем в силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с эстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии.

Почти все элементы казахского народного костюма однотипны везде, во всех регионах республики, нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды. Некоторые различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, в отдельных специфических фасонах будничной и праздничной одежды, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа. И объясняются они тем, что в некоторых регионах могли несколько дольше сохраняться более архаичные формы традиционной одежды, тогда как в других они уже были заменены новыми.

Распашной характер верхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок, украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахский народным костюм своеобразным. В нем отражены те этнические компоненты, из которых сложился казахский народ, уровень его производительных сил в прошлом, характер занятий степного населения, суровые климатические условия просторов Сары-Арки - казахского мелкосопочника, и наконец, исторические традиции, элементы заимствований у соседей.

А ношение тона - тулупа, шаровар со вставками-клиньями из окрашенной в естественные цвета овчины, сапог - саптама на высоких каблуках с войлочным чулком - байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом - подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями.

Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулиш койлек, женского широкого платья жаз койлек - с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, то есть соседей казахов.

Традиционными материалами для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен - самотканое из верблюжьей, реже - бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили нагольные тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду. В сочинении Сейфи, написанном в 1582 году, есть интересные сообщения об одежде казахов. Он пишет: «...их кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас, их привозят в Бухару и продают по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они элегантны и красивы». На шубы, головные уборы шли также меха волков, лисиц, выдры, куницы и некоторых других пушных зверей. Тесемки для шекпенов, пояса для шаровар изготовлялись на четырех дощечках с отверстиями по углам.

На одежду шли также хлопчатобумажная ткань, доставлявшаяся купцами из Индии, шелк, бархат парча, шерстяное сукно из Китая Средней Азии, С этими материалами казаки, как и их предки, знакомы с давних времен по обменной торговле на древнем караванном «Шелковом пути», проходившим некогда через города Южного Казахстана. А с XVII века в казахские степи стали поступать русские товары.

Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся на протяжении столетий искусством и талантом, помноженными на труд многих умельцев, придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатое тканье, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и др.

  • класс

    Гость (злата)