Орнаментика в татарском прикладном искусстве


Орнаментальность изделий декоративно-прикладного искусства является главным средством изобразительной композиции, необходимым средством воплощения художественных образов.

В разработке орнамента татарские мастера и мастерицы достигли виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Они прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. В различные периоды своего развития орнамент имел различное значение. Во времена седой древности украшениям и узорам предметов, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего их владельца от враждебных сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека.

Обладая смысловым значением, орнамент был связан с различными образами и явлениями природы. Еще в добулгарский период многие его виды связывались с условными изображениями солнца, луны, растительного и животного мира. Принятие и распространение ислама привело к изгнанию язычества. Однако языческие образы, связанные с народными мифами и сказаниями, как и отдельные орнаментальные символы, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве, сохранившись в пережиточной форме. Ислам же способствовал развитию в искусстве условной художественной системы.

Декоративность составляет характерную особенность татарского искусства. В творчестве народа она не исходила из чисто украшательских тенденций, но всегда имела разумное оправдание, связанное с назначением предмета, его характером и образно-эмоциональным содержанием. Идейно-эстетические задачи, выдвигаемые в различные периоды жизни народа, предопределяли различную степень декоративности. Основная роль при этом принадлежала орнаменту.

В своей основе татарский орнамент состоит их цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар.

В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах народного творчества и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Наиболее реалистичная трактовка растительных образов проявляется в вышивках, техники гравировке по металлу, а стилизованная – в технике скани. И все же, несмотря на то, что главным вдохновителем татарских мастериц была сама природа, ее реальные формы воспроизводились довольно редко; растительные образы отличаются собирательностью. Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья, создавая, тем не менее, впечатление жизненности вышитых картин. Подобный эффект достигается с помощью приема асимметрии, которая вносит в рисунок элемент естественности и непосредственности, не нарушая при этом равновесия и цельности узора. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.

Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового и садового характера. Из степных мотивов азиатского происхождения преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики. Из луговых мотивов часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, ромашек, цветов шиповника.

Из садовых цветов наиболее популярны георгины, хризантемы, астры, пионы, анютины глазки, розы, нарциссы и ирис. Изредка встречаются изображения колосьев ржи, пшеницы, ягод черники, шиповника, фруктов. Из простейших растительных мотивов наибольшее распространение получают мотивы волнообразного побега (виноградной лозы), трилистника, пальметтовидные мотивы, мотив распустившейся и полураспустившейся гвоздики, цветочные изображения с сердцеобразными лепестками.

Геометрический орнамент широко применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и органически присущ технологии узорного ткачества. Одним из характерных признаков геометрического орнамента в народном творчестве является обилие вариаций, благодаря которому татарские мастера создали богатый репертуар мотивов, многообразие их форм. Данный тип орнамента господствует в счетных и строчевых вышивках, где особенно сильно проявляется влияние технического начала.

Впрочем, фантазия мастериц в поисках новых художественных решений смело переводит геометрический орнамент в разряд растительного, а благодаря богатству форм последнего, многочисленные вариации одной и той же темы не оставляет впечатления бедности и однообразия вышивки. Немалую роль в создании впечатления богатства и разнообразия орнамента играет присущая татарской вышивке полихромность, когда одни и те же мотивы, выполненные в разных цветах, и воспринимаются как разные.

И все же геометрическому орнаменту в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.

В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На свадебных платках "түгәрәк яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д.

Зооморфные мотивы в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запрет мусульманской религии на изображение живых существ. Впрочем, подобное «табу» вызвало к жизни множество вариантов не запрещенных религией типов орнамента. Изображения птиц, бабочек, коней и прочих населяющих окружающий мир живых образов были тщательнейшим образом стилизованы, переработаны в духе растительного орнамента.

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами. Нет ныне причин, задерживающих развитие зооморфного орнамента. Проявился определенный интерес у рукодельниц к сюжетному орнаменту, к вышивке портретов.