Аловицы (кисье, платки-крылышки, перышки)

Поверх коротены с прямыми шелковыми сарафанами надевали на плечи три шелковых алых платка, называемых "аловицами". Первый плат накладывался на плечи, концы его спереди пропускались через кольцо на грудь или перекрещивались, пропускались под лямки сарафана, и на этот плат укладывались на грудь украшения. Затем на плечи укладывали второй плат, продевая концы его под лямки сарафана, и расправляли его в виде крыла, лямками назад. Третий платок надевали поверх второго, концы его заправлялись за лямки коротены спереди с внешней стороны и расправлялись в виде крыла спереди и чуть в бок, как-бы обрамляя нагрудные украшения.

Назывались эти платы "кисьё", а кое-где их позднее называли "крылышками" и "перышками".

Гипюровой, даже кружевной ткани на такой платок быть никак не могло. Все три плата должны быть одинаковы по размеру (длина по линии сгиба плата равна 2,5 обхвата головы куклы, если мы делаем народную куклу), по цвету красные одной тональности, по фактуре только шёлк, хоть подкладочный, но отутюженный, без кистей и бахромы. Если не было шелковых платков, ситцевых и других не носили - ходили без аловиц.

1) почему повязывается три платка?

В южных регионах России невесте сразу надевают несколько платков и кашемировых шалей и, считается, чем больше – тем богаче невеста. Что поделать – традиция… От этого зависит, какая молва пойдёт, как прославят невесту, семью, из которой она.

И в северных регионах страны о достатке семьи судили по тому, какую «сряду» имеют женщины в семье. На Пинеге «хвалёнкам» - девицам на выданье (тем, которых «хвалили» - обсуждали, как невест) полагалось с праздничной одеждой носить три алых шёлковых плата. Платы называются: «аловицы», «пёрышки», крылышки». Сразу три и заправка за лямки в традиционном порядке. Было и исключение из правила: надевали два шёлковых алых плата (заправка №2 и №3), если вместо первого надет накладной воротник.

2) почему их так завязывали и в такой последовательности?

Их не завязывали. Концы первого плата закладывали под сарафан или коротёну, могли надеть воротник накладной - скорее всего, чтобы не натёрли шею богатые шейные украшения. Названия: «в дом», «из дому», направление заправки концов второго и третьего платов,– даже не мода – традиция. И не только! Пинега – богатый сохранёнными традициями край, и это не только фольклор и наряды. Скорее всего «аловицы» цветом, развивающимися «перышками» концов их, должны были оградить «хвалёнку» от «сглаза», т.е. уберечь от порчи, которую можно получить через хвалу. Да и празднично не только внешне, но и в душе наверное, девице с таким украшением к наряду.

Выражения есть в русском языке: «Пёрышки начистила», «Крылышки распушила»… Возможно, первоначально не от ассоциации с птицами. В любом случае смысловое значение: украсилась, нарядилась.

3) из трех вышивается только один платок?

Вышивки не встречала на аловицах. Да и вряд ли она могла быть, т.к. аловицы шли в приданое, в женском наряде они выступали в другой роли, и уже имели другое название и назначение.

4) рисунок и цвет вышивки у этого платка какие-то особые?

Богатая «хвалёнка» ещё шёлковую шаль с кистями с собой носила на руке (сложенную, даже не надевала). А на свадьбе её (невесту) «завешивали» этой шалью (прапрародительница фаты и шлейфа), а края шали на свадьбе придерживали или они по полу. Одна знакомая рассказывала, что в экспедиции на Пинеге похвалила шаль, которой была «застлана» постель на кровати, а бабушка-хозяйка сказала, что это лишь половина той, которой её матушку на свадьбе покрывали (дочь разрезала).

Девушки-«повязочницы» (две слева)
и девушки-«косыночницы» (две справа)
1927
(Архангельская губерния. Пинежский уезд)

У девушек слева, кроме повязок, – платки-«аловицы» (шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки коротены и сарафана). Первый платок стягивался на шее медным или серебряным кольцом, концы расправляли на груди или прятали под сарафан. Или: концы платка укладывали в «перекрест», аккуратно расправляя. Второй платок тоже накладывали на плечи, а его концы, каждый соответственно своей стороне, продевались (от головы) под лямками коротены и укладывались на плечи «крылышками». Третий, верхний, накладывали на первые два, концы пропускали под лямками коротены (от плеча) и спускались на грудь (это были «перышки»).

Когда девушка-«повязочница» выходила в таком наряде на молодежные гулянья («метища»), на левой руке она обязательно держала шелковую «рипсовую» шаль.

Фотогалерея народного девичьего костюма и головных уборов

 Девушки-повязочницы. Платки-аловицы на плечах.

 Аловицы - использование в костюме.