admin

Орнаментации ногайских войлочных ковров

Возрождение национальной культуры, народных промыслов, в частности, изготовления войлочных ковров, их орнаментация являются актуальными и в настоящее время. Почему именно войлочные ковры? А потому, что войлочные ковры и в настоящее время являются очень популярными в современном быту ногайцев. И сегодня потребность в подобных изделиях сохраняется — они нужны как жителям сельской местности, где продолжают бытовать в почти неизменном состоянии, так как ногайцам живущим в горах, стремящимся сохранить в обстановке своих квартир приметы национального стиля. Но не все изделия, созданные на базе народного искусства, способны погасить ностальгию по национальной художественной культуре.

До последнего времени древняя, самобытная культура ногайского народа изучалась недостаточно. Это относится и к войлочным изделиям — самобытному творчеству народа за долгую его историю.

Войлочные изделия — великолепный памятник народного искусства и богатейший источник для изучения материальной культуры. Даже беглое знакомство с войлочными изделиями ногайцев показывает, что это искусство имеет многовековую историю и традиции.

Художественные традиции народного промысла необычайно глубоки. Ведь у ногайцев войлочные изделия были почти единственным средством удовлетворения не только бытовых, но и эстетических потребностей.

Зарождение войлочного искусства у ногайцев уходит своими корнями в глубокую древность, когда их предки — разные племена и роды вели кочевой образ жизни. У кочевников в силу потребностей было высоко развито войлочное производство, традиции которого сохранились у ряда народов и до настоящего времени. Исследователи средневековья Вильгельм Рубрук и Плано Карпини, описывая хозяйство и обстановку жилья тюрко-монгольских народов, довольно часто говорят об изготовлении войлоков, украшенных вышивкой и аппликацией [1]. Первоначально это было производство одноцветных, а затем и многоцветных валяных войлоков. Этот вид народного промысла у ногайцев вплоть до недавнего времени являлся наиболее массовым, им занимались женщины почти в каждом ауле.

В основу настоящей статьи легли материалы, собранные мной в ходе специальной экспедиции. Автору пришлось побывать в ногайских аулах Тарумовского, Кизлярского, Ногайского районов Дагестана, Шелковского района Чеченской республики, у астраханских ногайцев Харабалинского и Красноярского районов, а также проанализировать часть экспонатов в краеведческих музеях гг. Кизляра и Астрахани. Они показывают, что художественные типы ногайских ковров — результат труда и творческих поисков многих поколений. Виды войлочных изделий очень разнообразны. Мастерицы изготовляли «ала кийгиз» — п¨струю кошму, «тигис кийгиз» — нашивной войлок, «оюв кийгиз» — аппликативный войлок. Войлочные изделия имели многообразное применение, они служили не только украшением в доме, но и постелью, были необходимым атрибутом народных обрядов, входили в состав приданого «кийит» (калым). Еще совсем недавно в приданое каждой невесты непременно входило несколько войлочных узорных ковров, которые в прошлом изготовляла сама невеста, тем самым демонстрируя свое мастерство. Таким образом, войлочные ковры демонстрировали не только достаток семьи, но и трудолюбие ее женщин.

Орнамент композиции ногайских войлочных ковров, созданных в определенные периоды, обнаруживают присутствие устойчивых форм узора. Старые формы переживают различные изменения с течением времени, но сравнительно медленно. При этом подчас сохраняются общие композиционные построения и отдельные элементы.

В настоящее время производство войлочных изделий кустарным способом сохранилось в некоторых ногайских аулах Дагестана, Чечено-Ингушетии, Ставропольского края и Астраханской области.

Ковровые изделия различных районов своеобразны по характеру орнаментальных мотивов, композиции узора и колориту. В каждом случае при решении той или иной композиции применяется несколько декоративных принципов. В основу их декоративного решения положены образы растительного и животного мира. Центральное поле, как правило, заполнено крупными формами — медальонами с более мелкими элементами деталей орнамента в промежутках. Бордюры войлочных ковров состоят в среднем из 1-3 каем различной ширины.

Из всего многообразия ногайских ковров, узоры составлены главным образом из животных элементов. Самый популярный в ногайской орнаментике мотив — «кошкар муьийз» — бараний рог. Именно мощные спирали «рогатого» узора по разному скомпонованные, спаренные, придают характерную динамику ногайскому орнаменту. Мотив, связанный с животным миром, в ногайском орнаменте доминирует. Элементом орнамента обычно становится изображение части тела животного или его следа. Например, «туье мойын» — верблюжья шея, «туье оьркеш» — верблюжий горб, «коян кулак» — заячье ухо, «бузав тис» — телячий зуб, «кулын кулак» — уши жеребенка, «муьийз» — рога, «каз аяк» — лапа гуся, «бака коьз» — глаз лягушки, «тавык тырнак» — куриный ноготь, «ат туяк» — копыто лошади, «боьри коьз» — волчий глаз, «тавык» — курица, «кыйшык» — кривоногий, «кыйсык аяк» — косолапый, «ийт куйрык» — хвост собаки, «кораз» — петух, «шыбын канат» — крыло мухи, «мысык ыз» — кошачий след и т. д. Все эти узоры представляют собой исторически сложившиеся комплексы образов, отражающие в ходе своего развития художественные взгляды народа.

Значительное место в декоре войлочных ковров занимают изображения элементов флоры. В растительном орнаменте просматриваются образы реального мира. Окружающая природа, с которой так тесно была связана жизнь скотовода, не могла не влиять на характер растительного орнамента. Поэтому в основе мотивов ногайской орнаментики лежат непосредственные впечатления. Здесь можно заметить узор «Байтерек» — «Дерево жизни», «япырак» — листья, «шырмавык» — вьюн, «шешекей» — цветок. Как известно, наряду со скотоводством, ногайцы занимались земледелием, и это отражается в орнаменте войлочных ковров. Так например, мы можем увидеть такие узоры, как «канывас» — семечки, «кавын тилм» — кусочек дыни. Так же небезынтересен узор «шетенкоьз» — плетень, с помощью которого огораживали огороды.

Среди изображений, связанных, вероятно, с древними верованиями, можно указать на изображения небесных тел. Древнейшим элементом ногайского орнамента является изображение солнца.

Орнаменту «куьн коьзи» — солнце — придавался мистический смысл, тесно связанный с религией. Солнцу молились, устраивали в честь него праздники. И сегодня в честь весны и первой борозды проводится народный праздник «сабантой». Все они связаны с поклонением солнцу [2, с.112].

Поклонение солнцу у ногайцев стоит на первом месте. Например, можно было клясться именем солнца — «куьн акына», нельзя было указывать пальцем на солнце: в «противном» случае палец может отсохнуть. Для ногайца-кочевника солнце — символ самой жизни с ее вечным обновлением.

Изображение солнца, луны, звезды по представлениям предков имеют такую же силу, как и сами эти божества, что они способны влиять на ход событий, помогать или мешать людям в их деятельности. На луну также нельзя было указывать пальцем.

В современном орнаменте войлочных изделий встречаются узоры такие, как: «куьннинъ коьзи» — солнце, «ай эм юлдыз» — луна и звезда, «айкел оюв» — приход луны, «юлдыз» — звезда, «куьн эм ай» — солнце и луна.

При изучении орнаментики ковров, можно наблюдать изображение небесных светил в сочетании с зооморфным, геометрическим и растительным орнаментами.

Ногайцы, как и многие народы, занимавшиеся скотоводством, для обозначения своей собственности наносили тавро «тамга». Тамги у ногайцев выполняли функции родового или племенного обозначения. Изображение тамги можно встретить на предметах быта, на могильных камнях, на ковровых изделиях и т. д.

В орнаменте войлочных изделий «тамга» занимает заметное место. Тамгу мастерица умело приспосабливала на коврах в нужном месте, что говорило об авторстве орнамента или ковра. По коврам можно было определить из какого аула или района поступил тот или иной ковер.

Отдельные элементы, связанные с мотивами оберега, вводимые в качестве орнамента на войлочных изделиях, имели различное смысловое значение. Им приписывалась не только магическая сила предохранения от злых духов, но и способность вызывать обилие продуктов, обеспечивать богатство, счастье и т. д. Такими элементами в декоре ковра выступают узоры «дувашык» — амулет, «мойын-тымар» — шейный талисман.

С различными мотивами можно связывать следующие элементы орнамента: «куршак бас» — голова куклы, «кыял» — поперечный, «томага» — выпуклый, «куман бав» — ручка кувшина, «куман бав коян кулак» — ручка кувшина с заячьим ухом, «каншылы» — ножничный, «кармак» — крючек, «булша» — пуговичный, «тегершик» — колесо, «шек» — кишка, «кол ювырткыш» — ввести руками, «ишийтигис» — сырая нашивка, «эки яклы куршак бас» — голова куклы с двумя лицами, «бир яклы куршак бас» — голова куклы с одним лицом, «куман бав бир яклы» — односторонняя ручка кувшина, «эки яклы куман бав» — ручка двухсторонняя кувшина, «шон кайтпа» — сидеть на корточках т. д.

Своеобразие орнаментального убранства ногайских войлочных ковров и высокое мастерство разрешения очень скромными средствами сложных художественных задач представляет большой исторический и искусствоведческий интерес.

Таким образом, приведенные материалы позволяют говорить о наличии своеобразной орнаментации в ногайском войлочном производстве. Настоящее сообщение еще полностью не отражает все богатство этого интересного раздела народного орнаментального искусства. Будущие изыскания, думается, восполнят тот пробел в ногайском искусствоведении, которое еще не стало предметом пристального внимания ученых.

И.Б.Мусакаев (Карачаевcк)

Литература к статье

1. Рубрук В. «Путешествие в Восточные страны», СПб., 1911; Плано Карпини, «История монголов», СПб., 1911.
2. Керейтов Р. Х. «Народный календарь и календарная обрядность ногайцев», Черкесск, 1989, с. 112.

Источник - mdn.clan.su/publ/1-1-0-9.