Холодный и горячий батик


Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как сталкер, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным.

И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика - всегда для меня ожидаемое и непознанное 50/50. Ещё и красители, которыми я работаю - "с характером". В непроявленном виде (незакреплённые) они имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. При неумелом обрашении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в "чернуху" или откровенно крикливые тона.

Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани (обязательно паром, под давлением, а не утюгом!) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можете испытать даже хлорным отбеливателем!), можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. История некоторых рубашек, платьев и платков равна 6-7 годам постоянного пользования без изменения качеств красочного слоя.

Батик "горячий" серьёзен, вдумчив, загадочен невероятно; живописен, глубок; цельный и зрелый. Его невозможно сравнить с дуновением ветра; он основателен... но, познакомившись с ним поближе - море романтики, масса сильных ощущений от его древних корней,... но он вечно молод, впитывая в себя то новое, что несёт себе Время... это поэзия, подкреплённая логикой и расчётом. Ведь наслаивая постепенно, от светлого к тёмному, один на другой красочные слои - нельзя ошибиться, недобрать или перебрать с тоном, цветом; исправить почти невозможно, разве что перекрыв неудачный фрагмент более тёмным тоном (..чёрным?).


Интересны работы, выполненные на стыке техник, когда стираются прывычные границы и рождается новое.