Художественные ткани

Ткани художественные - ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей художественных, строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом, а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства; узоры тканей художественных отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ.

Ткани художественные Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (например, фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тыс. до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» (с металлической нитью), ткани, известные с конца 2-го тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5—3 вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др.].

Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 веке в Китае шёлковая «камка-китайка» (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т.д. Орнамент китайских тканей — геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским тканям художественным близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3—7 вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т.д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных.

В 15—17 вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т.д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4—7 вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских тканей художественных испытала значительное воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т.д. В арабских странах выделывались шёлковые и «золотные» ткани художественные, узорные и гладкие (атлас).

Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15—18 вв., обычно с крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики и др. С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета — 16 век): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким раститительным узором (мавританское влияние), разнообразные «золотные» ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские ткани художественные приобрели известность с 14 века: расцвет их производства приходится на 16—17 вв.

Наиболее известны: венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным («мелкотравчатым») узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) — орнамент геральдический и растительный, реже — изображения зверей. Из «золотных» итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название — аксамит). С 17 века с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в 18 веке. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.

Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян 10—11 вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей 12 века (узор — переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные ткани художественные (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В 16—17 вв. возникло русское шелкоткацкое производство, получившее особое развитие в 18 веке: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий — букеты роз и др. цветов, трактованных реалистически). В начале 19 века развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых тканей художественных, особенно парчи. В 20 веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками. В 1920-е гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков.

В 1930-е гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, ткани художественные не только удобными, но и многообразно декоративными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н.В.Кирсановой, В.К.Склярова, М.В.Хвостенко, Е.Я.Шумяцкой и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда — с элементами советской эмблематики). К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 1950-х гг. мастера советского ткачества художественного (Н.М.Жовтис, С.А.Заславская, С.А.Каусов и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента.

Литература

Клейн В. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925; Рогинская Ф.С. Советский текстиль. М., 1930; Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей, М.— Л., 1934; Русское декоративное искусство. Т. 1—3. М., 1962—65; Макаров К.А. Советское декоративное искусство. Альбом. М., 1974; Weibel A.S. Two thousand years of textiles. N. Y., 1952; Schmidt Н.J. Alte Seidenstoffe. Braunschweig, 1958; Flemming E. Textile Kunste. Weberei, Stickerei, Spitze, B., 1923, neue Aufl., B., 1960; Pavon M. Forme e tecniche nell'arte tessile. Treviso, 1972. (рисунки)

Источник: Большая советская энциклопедия

Украшение ткани

ИСКУССТВО украшения тканей - одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Самые первые украшенные узорами одежды появляются в Ассиро - Вавилонии. Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань.

Узоры древности разнообразны и в большинстве случаев геометрического характера, составленные из квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов и полукружий. А также довольно часто на одеждах встречается и растительный орнамент в виде раскиданных по ткани розеток.

КАК ЖЕ ПОЛУЧАЛИСЬ узоры на вавилонских тканях? Вавилон в древности славился именно вышивками, и, по словам Плиния, в Вавилоне и был изобретён способ вышивать ткани нитями разных цветов. Впоследствии, уже в римское время, babilonica acus - вавилонская игла, как выражались римские поэты, - славилась пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры - triclinaria babilonica - украшали столовые в домах римских вельмож и императоров.

РУКОДЕЛИЕ всегда было на Руси любимым занятием, угодным Богу. Угодным настолько, что ради него крестьянская девушка Феврония Муромская, ставшая княгинею, а потом и монахинею, отсрочила срок своей кончины. Легенда гласит, что однажды «в храме Пречистые соборные церкви своими руками шила воздух, покров на святые сосуды, на нем же бе лики святых». В это время бывший супруг Февронии, также инок, князь Петр,присылает к ней вестника, что приблизился час его кончины и ждет он ее, чтоб вместе «отети от тела» Она отвечает: «Пожди - вот дошью воздух во святую церковь». Супруг присылает гонца вторично, говоря, что остается мало время ожидать; присылает в третий раз, со словами, что ожидать уже невозможно; «она же остатошное дело воздуха святого шияше, уже бо единого святого риз еще не дошив, лице же нашив, и преста, и воткне иглу и приверте нитею, ею же пляше, послала к блаженному супругу о преставлении купнем и, помолившеся, преставилась».

Вышивка существовала в России и до начала века, но после 1812 года в наше отечество хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. В.В. Селиванов писал: «19 столетие для России резко обозначилось 1812 годом. До 12 года продолжалась жизнь XVIII века, но в 12 году свершился перелом в общественной жизни...» Свершился он и в «рукодельной» жизни.

Ткани в музеях

Собрание художественных тканей Павловского дворца-музея является одним из наиболее значительных в России. В него входят разнообразные изделия, начиная от изящных носовых платочков, отороченных тончайшим кружевом ручной работы, и до таких монументальных вещей, как гобелены. Анализируя состав собрания, в нем можно выделить следующие основные группы: декоративные ткани для оформления интерьеров, ковры разных типов, костюмы и аксессуары к ним. В том числе работы мастерских России, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Англии, стран Востока. Хронологические рамки ограничиваются от рубежа XVII -XVIII веков до первых десятилетий XX -го века. В своем нынешнем составе коллекция сложилась после Второй мировой войны, когда к историческому собранию тканей Павловского дворца добавились сохранившиеся в эвакуации в Сибири предметы из дворцов, разрушенных фашистами в годы оккупации. В послевоенный период она постоянно пополняется новыми интересными поступлениями от частных лиц. В большинстве случаев их покупают на средства государства, но иногда музей получает их в дар.

Первые декоративные ткани были приобретены для убранства залов Павловского дворца во Франции в 1780-х годах, когда великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна совершали путешествие по Европе. Людовик XVI преподнес наследнику русского престола гобелены из серии «Любовь богов», «Дон-Кихот», «Ковры Индии», «Ватиканские залы». Часть из них в дальнейшем использовали в Павловске. Великокняжеская чита посетила Лион. В результате этого визита лионские мастера, в первую очередь известный Пернон, получили крупные заказы. Вскоре в Павловск поступили шелковые ткани и вышивки для обивки мебели и для драпировки окон и дверей.

Справки о работе музея - (812) 452-15-36

А также:

Музей художественных тканей Московской государственной текстильной академии им.А.Н.Косыгина

Телефон: (495) 952-7172, 955-3722, 952-7533

Адрес: 117918, Москва, ул. Малая Калужская, д.1.