Орнаментика костюма крымских татар

По элементам орнамента, представляющим в целом систему символов, можно проследить генетические и исторические связи крымских татар с различными этносами, в прикладном искусстве которых встречаются эти же элементы. Существенно помогают воссозданию картины истории формирования этносов и субэтносов анализ технических приемов и материалы (включая их природу и цвет), используемые при создании деталей костюма.

Тканые и вышитые узоры, а также аппликации, располагавшиеся на деталях одежды, по мнению многих исследователей, изначально выполняли обереговые функции, так как их обычно помещали на местах, прикрывающих самые уязвимые и значимые участки тела - грудь, шею, спину и т.д. (Гаген-Торн, 1980, 21-22).

Одно из основных свойств прикладного искусства крымских татар, что относится и к его неотъемлемой части - орнаменту, - чрезвычайный эклектизм - смесь самых различных влияний и наслоений.

Как мы уже отмечали, корни культуры татар Крыма степной части были связаны с влиянием тюрко-монгольской культуры, а на юге это - греко-гото-итало-армянские связи, на которые наложилось влияние Османской империи (особенно в горной части), подчинившей себе Крым в конце XV в. А поскольку турки представляли средиземноморскую культуру и в их искусстве очень ярко проявилось наследие Византии, то, как образно писал М. Волошин, "в рисунках вышивок татарских полотенец догорает вечерняя позолота византийских мозаик и облетают осенние вязи италийского орнамента" (Волошин, 1992, 64).